Прекрасное — далеко

Чтобы заработать на новый казахстанский автомобиль, придётся изрядно поднатужиться

Сегодня нас призывают покупать не заграничный старый транспорт, а новый отечественный. Мол, наш автопром уже конкурентоспособен с мировым. Наверное, это верная внутренняя политика. Но насколько доступна простым гражданам новая казахстанская легковушка?

И роскошь, и средство передвижения

«Жить стало лучше, жить стало веселее», — говорили нам в эпоху советских времен. Но вряд ли кто предполагал, насколько интереснее заживут советские люди спустя десятилетия. Ведь сегодня в нашей жизни поменялось практически все. Появились компьютеры, ноутбуки, мобильные и радиотелефоны и другие гаджеты. А какие теперь у нас автомобили! Для каждой семьи наличие средства передвижения давно уже стало жизненной необходимостью. И если наши отцы и деды имели счастье ездить на «москвичах» и «жигулях», то сегодня автолюбители пользуются столькими марками и моделями машин, что впору устраи-вать международную автовыставку. Супердорогие «лексусы», «хаммеры», «мерсы» и «ВMW» — настоящая роскошь, но они все больше наводняют маленький Тараз. А вместе с ними в городе разъезжают десятки тысяч подержанных иномарок, некоторые из них движутся на «последнем дыхании».

Чтобы оградить дороги страны от автохлама, Правительство приняло несколько важных мер. Увеличены таможенные пошлины на ввоз иномарок, а с введением стандарта Евро-4 определенным машинам и вовсе преградили путь к казахстанцам. В то же время появились собственные заводы, которые производят автомобили, отвечающие требованиям и даже капризам граждан и по внешнему виду, и по функциональным возможностям.

«КИА», «шевроле», «шкода» и другие марки смотрятся порой весьма симпатично.

Скромное начало

У среднестатистического жамбылца, как правило, все начинается со скромных планов о приобретении подержанной иномарки. Но вот ты начинаешь прикидывать их цену и приходишь в конце концов к выводу, что без банковской помощи в виде кредита не обойтись. Ведь если у тебя есть около 500 тысяч тенге, собранных с большим трудом, то в лучшем случае тебе светит машина с 20-летним «стажем». А чтобы купить автомобиль посвежее, нужно иметь никак не меньше миллиона тенге.

Однако поход в банк в корне может поменять твои планы.

— Хорошо, мы сейчас выдадим вам кредит на покупку автомобиля, — начал беседу со мной менеджер одного из таразских банков. — Но зачем вам бэушная техника? Она ведь уже достаточно изношенная, вы не знаете, что творится под капотом, в двигателе и других механизмах. К тому же нет никакой гарантии, что машина не собрана после аварии. А если возьмете в кредит новый автомобиль, то вы будете его первым хозяином. Значит, все узлы и детали будут в порядке, к тому же шины тоже получите «в масле». А еще в городе имеются сервисные центры, которые предоставят вам любые запасные части в любой момент.

Тут он всучил мне буклет с рекламой услуг «Автокредит» и «Рассрочка без процентов» и предложил:

— Подумайте.

Изучив условия от и до, ты просто сияешь от радости. Ведь перед тобой открываются великолепные перспективы — уже через день-два ты будешь сидеть за рулем совершенно нового и очень красивого казахстанского автомобиля со множеством современных опций. Тут тебе и климат-контроль, и кондиционер, и подогрев сидений, не говоря уже о таких «мелочах», как автозавод, гидроусилитель руля или автоматическая система торможения. Дело за малым: отправиться в автоцентр, недавно открытый в Таразе по улице Кошеней компанией «БИПЭК АВТО», и присмотреть лучший вариант.

Князи — в грязи

Правда, когда попадаешь в салон впервые, испытываешь легкое разочарование. Ведь по дороге сюда ты представляешь несколько иную картину: вот заходишь в уютный автосалон с дорогим убранством, десятками сверкающих автомашин, а к тебе подбегает менеджер (в моем воображении — высокая длинноногая блондинка в мини-юбке), мило улыбается и тут же начинает объяснять тебе преимущества автомобилей данного салона.

Нет, на самом деле все гораздо прозаичнее. Во дворе таксопарка около двадцати новых машин стоят под открытым небом на неасфальтированном участке, огороженном железной сеткой, вокруг которой сверкают лужи после недавно прошедшего дождя. И новые автомобили как-то неуютно смотрятся в таком ракурсе. Никакой менеджер не подбегает к тебе, оказывается, за ним нужно идти в офис, расположенный в стороне от такого вот «автосалона».

В офисе тебя сразу же недоверчиво оглядывают с ног до головы и безучастно спрашивают: вы точно будете покупать или так, присмотреться? Второй вариант ответа означает, что вас постараются обслужить быстро, без особого интереса. Тут же уточняют, как будете расплачиваться — наличными или при помощи кредита. В первом случае за вас возьмутся сотрудники автоцентра, во втором — представители банков, которые находятся тут же.

Итак, среди двух десятков автомобилей вам предлагаются казахстанские «КИА», «шкоды» нескольких моделей, «шевроле», а также российские «Лады». Чтобы лучше разобраться в модельных рядах, мы прибегаем к услугам независимого консультанта, специалиста в области автострахования Галыма Узакбаева.

Откровенно говоря, по цене более привлекательны российские машины стоимостью 1,5 миллиона тенге. Но по внешнему виду, дизайну, опциям вас сразу же привлекут казахстанские автомобили. Увы, но цены на них зашкаливают за два миллиона тенге, а совершенные красавцы стоят более трех «лимонов». Мы с экспертом тяготеем все-таки к очаровательному минивэну «Орландо» стоимостью 3,5 миллиона тенге. В таком компактном автомобиле приятно колесить не только по городу, но и выезжать на пикники. Характеристики, по словам нашего консультанта, подходящие — двигатель не будет расходовать много бензина, а визуально машина смотрится весьма симпатично.

Возможное невозможно

С замиранием сердца идем обратно в офис компании. Здесь банковский работник обещает нам рассмотрение заявки в течение 15 минут. Кредит предоставляется на семь лет. Ежемесячный платеж составит при этом свыше 70 тысяч тенге (точная сумма зависит от размера первоначального взноса). То есть чтобы позволить себе такой автомобиль, вам нужен семейный доход в 130 — 150 тысяч тенге. Надо сказать, не совсем радужная картина. Ведь если у вас уже есть какие-нибудь кредиты или ипотека, пожирающая часть семейного бюджета, дополнительное обременение неприемлемо. Да и сам банк при таком раскладе вряд ли одобрит вашу заявку. Но дело даже не в этом. Мы попросили менеджера назвать общую сумму переплаты за все семь лет, и вышло что-то около 3,8 миллиона тенге. То есть за семь лет вы отдадите финансистам точно такой же автомобиль, который покупаете, да еще и «чаевые» им оставите.

— Действительно, даже если человек имеет требуемый уровень доходов, сумма итоговой переплаты по кредиту может его отпугнуть, — считает Г. Узакбаев.

Мы решаем рассмотреть вариант беспроцентной (!) рассрочки, который также предлагает банк. Но и тут получается загвоздка. Во-первых, рассрочка предоставляется действительно без процентов, но при этом вам необходимо оплатить 15-процентную страховку, половину стоимости авто, а еще и рассчитаться с займом в течение одного года! При этом ежемесячный платеж может составить 150-200 тысяч тенге. В общем, вариант также не рассчитан для широких слоев населения Жамбылской области, ведь у нас уровень доходов не очень высокий. Конечно, можно пройтись и по некоторым другим банкам, однако практически везде условия схожи.

Увы, у многих потенциальных клиентов автосалона мечта о собственном новом автомобиле отечественного производства заканчивается на этом месте. И то, что еще вчера казалось возможным, теперь становится малореальным.

Одна цена для всех

Может быть, попробовать тогда российскую «Ладу», которая по цене более приемлема? Тут сумма ежемесячных платежей и итоговой переплаты значительно ниже, но есть некоторые щепетильные моменты.

К примеру, недавно руководители «АвтоВАЗа», производителя «Лады», признались в убытках по итогам первого квартала в 306 миллионов рублей. Там отмечают падение спроса на внутреннем рынке именно на «приору». И если россияне плохо покупают собственные автомобили, то, наверное, это неспроста? Кроме того, вазовцы решили задействовать своих работников в… общественных работах по уборке территорий. Как оказалось, недавно на заводе введен новый график работы, по которому заработная плата снизилась на одну треть. Все это может быть симптомами рецессии, признаками того, что российские «Лады» теряют свою популярность.

— Что касается машин казахстанской сборки, то их доля в общем объеме продаж по итогам первого квартала возросла до 21 процента, — говорит Г. Узакбаев. — Это рекордный показатель. Но за счет чего выросла доля продаж отечественных машин? За счет таможенных барьеров, а также благодаря государственным закупкам, после того как Президент страны запретил чиновникам покупать иномарки.

Вот тут-то и выявляется один существенный момент. Купить автомобиль за 2-3 миллиона тенге государственной организации — не проблема, ведь расплачивается государственный бюджет. А вот рядовому казахстанцу такая сумма зачастую не под силу, даже, как мы с вами убедились, при помощи кредита или рассрочки.

— Конечно, наши автомобили для физических лиц должны быть на порядок дешевле, — резюмирует собеседник. — Сегодня автокредит могут позволить себе только высокооплачиваемые граждане. В идеале хорошо было бы создать реальную программу утилизации, при которой автолюбители получали бы действенную скидку в том случае, если сдают на металлолом старую машину.

— К сожалению, пока у нас подобной программы нет, и будет ли она в ближайшее время, неизвестно, — говорит менеджер компании Рахат Розиев. — Однако если частное лицо обратится к нам с предложением, мы можем рассмотреть возможность скидки.

Но понятное дело, что большую скидку вам вряд ли сделают. А уценка наверняка скажется и на комплектации машины.

К тому же разные сообщения, касающиеся казахстанских авто, заставляют задуматься. К примеру, информационные ленты сообщают о том, что компания «БИПЭК АВТО» понесла убытки на четыре миллиона долларов из-за того, что отказало в гарантийном обслуживании авто одному из клиентов. По словам медиатора Вадима Лопатина, его клиенту компания отказалась ремонтировать машину под тем предлогом, что водитель пользовался некачественным бензином. По субъективным расчетам В. Лопатина, компания не смогла продать более 300 автомобилей из-за негативной огласки, которую получил конфликт. Отсюда и названная сумма ущерба.

— Отечественных производителей нельзя «добивать», потому что они приносят в казну деньги в виде налогов. Но если они и дальше будут вести дела подобным образом, то скомпрометируют себя на внутреннем рынке, — сказал медиатор.

Представители «БИПЭК АВТО» признали, что рассмотрели 358 жалоб, что составляет 0,7 процента от годового объема продаж. Практически по каждой из них была проведена работа и найдено решение, удовлетворяющее обе стороны, заявляют в компании. В этом году поступило 169 жалоб.

Вот и думаешь, почему же так часто жалуются люди? И вдруг тебе также откажут в гарантийном обслуживании, ведь качественного бензина в Таразе, по утверждению водителей, практически нет…

Получается, что нам, простым гражданам, придется снова обратить взоры на подержанные, а не новые автомобили. Либо ждать лучших времен, когда подешевеют кредиты или сами автомобили. Пока же мечта о новом железном казахстанском тулпаре для многих из нас остается мечтой.

Шухрат ХАШИМОВ,
Виктор БАРБАШ (фото)