Премьера

Священная ласточка

Сегодня на сцене Жамбылского областного казахского драматического театра состоится премьера спектакля «Толе би» по одноименной драме жамбылского писателя Елена Алимжана. Постановка создана специально к 350-летию великого бия, чье имя почитается в народе, став бесценным алмазом мудрости и жизнестойкости, примером верности однажды и навсегда избранному пути справедливости и добра. 

Вообще личность Толе би сама по себе обязывает к глубокому пониманию его вклада в историю и становление независимости Казахстана. Потому перед режиссером спектакля Каматом Касеновым встала сложная задача. С одной стороны, необходимо было осмыслить драматургию Елена Алимжана, с другой — путем сценической техники точно показать эпоху, когда имя Толе би отождествлялось в народе с мудростью и справедливостью. Когда люди, обращаясь к великому бию за советом, всегда получали помощь и поддержку.

Поэтому Камат Касенов решил главный акцент сделать на смысловую окраску постановки, отказавшись от сложных декораций. Но и те минимальные элементы оформления сцены были использованы по максимуму, отразив и светлые времена благоденствия, и мрачные периоды междоусобиц, и ожидание нашествия жунгар.

Роль Толе би режиссер поручил актеру областного казахского драматического театра Мамбету Кожалиеву.

— Я не ручаюсь за его сходство с Толе би, — сказал К. Касенов. — Но уверен, что сценический образ, созданный Мамбетом, получился достаточно точным.

Здесь необходимо отметить, что все актеры, занятые в основных сценах спектакля, — люди молодые. Но им несомненно удалось глубоко войти в свои роли. Эмоциональность, с которой звучат монологи, не может не тронуть зрителя. Это при том, что в спектакле очень мало динамики — такова драматургия пьесы. Здесь все внимание обращено на смысл. Спектакль нужно слушать и слышать.

Авторы постановки решили не обращаться к биографии Толе би. В течение часа зритель становится свидетелем нескольких эпизодов из жизни великого бия, которые оказали значительное влияние на историю казахского народа.

Накануне премьеры мы обратились к автору драмы «Толе би» Елену Алимжану.

— Меня всегда волновала тема независимости Казахстана,- рассказал он. — Особенно факт, что за 20 с небольшим лет в нашей стране не произошло ни одного серьезного конфликта, в то время как в некоторых других бывших союзных республиках они возникают время от времени. Я начал искать причины этого. У каждой нации есть свои качества. К примеру, немецкая точность, кавказская горячность, английская хладнокровность, японская фанатичность. Есть ли у моего народа подобные характерные черты? Я обратился к историческим источникам и пришел к выводу, что моему народу присуще качество, обозначение которого на русский язык не переводится, — кiсiлiк. Это одновременно доброжелательность, терпение, гостеприимство, мудрость, взвешенность, гордость, вежливость. Казахи устроены так, что в сложной ситуации встанут на защиту своих позиций, но в то же время не склонны совершать необдуманные поступки. Это свойство нашего народа и сегодня присуще ему, что и стало основой нынешнего спокойствия в Казахстане. Оно позволило без серьезных потрясений пережить нам сложный период 90-х годов. В общем, я все это тщательно проанализировал, написал в итоге драму «Абылай хан», предложил ее для постановки на сцене Жамбылского областного казахского драматического театра. А они мне говорят: «Нам «Абылай хан» не нужен, нам нужен «Толе би».

— Сложно было найти источники для создания этого произведения?

— Нет. Источников было достаточно. Это архивные материалы, опубликованные переписки, работы китайских историков. Потом двадцать лет назад мы отмечали 330-летие со дня рождения Толе би. Конечно, есть неизученные материалы. Но мне, чтобы представить то время, достаточно было того, что я получил.

— Что Вас поразило во время работы над драмой?

— Я поразился тому, что Толе би был настолько объективным человеком, что его все любили. Даже враги о нем ни одного плохого слова не говорили. Его ценили и почитали выше хана. И китайцы относились к нему с огромным уважением. Причиной тому была его способность решать самые сложные вопросы, находить реальные пути выхода из самых запутанных положений.

— Во время работы над драмой какой период из жизни Толе би Вы охватили?

— Понимаете, драма — это не биографическое жизнеописание. Я представил в своем произведении период Тауке хана: несколько эпизодов без соблюдения исторической хронологии. К примеру, описал суд над убийцей Абильхаир хана. Я постарался восстановить атмосферу суда биев, показать внут-реннее состояние казахских ханств. В этом и заключается мастерство драматургии — в усилении композиции произведения. И мне, кажется, удалось показать характер Толе би и его значение в историческом развитии Казахстана.

— Вы присутствовали на репетициях?

— Нет. Это не входит в мои задачи. Мне лишь известно, что в процессе работы над спектаклем его режиссер решил опустить сюжетную линию, касающуюся казахских ханств. Но это его решение.

Завораживает финал постановки, когда элементы декорации собираются в юрту, на шаныраке которой появляется гнездо ласточки.

Людмила МЕЛЬНИК,
Агадил РЫСМАХАН (фото)