Преобразования в образовании

Четверть века поступательных реформ

В год 25-летия Независимости страны можно с гордостью говорить об успехах в сфере отечественного образования. Всего за два десятка лет удалось не только построить современную модель подготовки кадров, но и заложить основы перехода к принципиально новым задачам интеллектуального развития казахстанцев. 

* В январе 1992 года вступил в силу Закон РК «Об образовании». Благодаря его положениям стало возможным создание в стране учебных заведений нового типа — гимназий, лицеев, колледжей, в том числе негосударственных. В школах появились штатные психологи. Открылись первые учебные заведения, созданные совместно с иностранными государствами, в частности казахско-турецкие лицеи.

* В 1993 году была учреждена международная стипендия «Болашак». Преимущества и возможности, которые она открывает, уже испытали на себе более 150 жамбылцев.

* В 1996 году Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал распоряжение «О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей». Жамбылская областная школа-интернат «Дарын» для особоодаренных детей открылась в Таразе в 2001 году. С тех пор каждый год школы отмечен достижениями учащихся на престижных олимпиадах, конкурсах республиканского и международного уровня. Так, призерами областных соревнований научных проектов и предметных олимпиад стали 326 школьников, участниками аналогичных республиканских — 47 человек, из них 27 признаны лучшими. Десять воспитанников стали обладателями грантов по международной программе «Болашак» на обучение в лучших вузах Англии, Канады, США, Германии, Китая, России. Ежегодно в школе обучаются 280 талантливых детей со всех уголков области.

* В конце 90-х годов утверждаются три базовых документа — Закон «Об образовании», Государственный стандарт образования и Государственная программа образования. Казахстан одним из первых включился в Болонский процесс, заявив о переходе на трехуровневую систему подготовки кадров: бакалавриат — магистратура — PhD.

* В 2004 году в Казахстане было внедрено Единое национальное тестирование, которое на долгие 12 лет стало головной болью учителей, родителей и выпускников школ. Через него прошли около 1 миллиона 590 тысяч казахстанцев. Сегодня Министерство образования и науки РК предложило отказаться от комплексного тестирования, вновь разделив испытания на школьные экзамены и проверку знаний для поступления в вузы. Новый формат ЕНТ апробируют выпускники 2017 года.

* К началу 2007 — 2008 учебного года 1 — 11-е классы всех школ респуб-лики были обеспечены отечественными учебниками и учебно-методическими комплексами. Программа «О подготовке и издании для общеобразовательных школ учебников и учебно-методических комплексов» предусматривает введение новых технологий, компьютерных программ для эффективного обучения казахскому языку.

*В 2008 году в Астане открылась первая Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления. Сегодня подобные образовательные учреждения работают в каждом областном центре страны. В Таразе Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления была открыта в 2013 году. Здесь обучают 720 одаренных детей. В этом году состоялась торжественная церемония вручения аттестатов первым выпускникам в истории школы.

* В 2010 году в целях реализации Послания Президента народу страны «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности» была принята программа «Балапан» на 2010 — 2020 годы. Ее ключевая задача — обеспечить 100-процентный охват детей дошкольным образованием и воспитанием.

За время ее реализации в Жамбылской области было открыто 125 детских садов и 148 мини-центров. На сегодняшний день в регионе почти 47 тысяч дошколят посещают 276 детских садов и 164 мини-центра. Доля детей от года до шести лет, охваченных дошкольным воспитанием, составляет 55,1 процента, а в возрасте от трех до шести лет — 70,7 процента. Всего же благодаря непрестанному вниманию Главы государства к вопросам развития образования за годы независимости в нашей области построено 136 объектов образования.

* В 2011 году в Казахстане состоялся первый масштабный республиканский педагогический форум, ставший своеобразной площадкой для подведения итогов модернизации системы образования начиная с 1991 года. Его основной темой стало повышение престижа педагогической профессии. Для действующих педагогов была внедрена принципиально новая система повышения квалификации.

С 2012 года по сегодняшний день 22917 жамбылских педагогов прошли курсы повышения квалификации, было выделено более одного миллиарда тенге для надбавки к заработной плате работников образования, прошедших трехмесячные уровневые курсы. За этот период 19 учителей региона по итогам респуб-ликанского конкурса вошли в число лучших педагогов страны, 2100 стали победителями областных, 793 — республиканских и 22 — международных конкурсов профессионального мастерства.

Татьяна БОРИСЕНКО