Процесс пошел

Первый день слушаний по делу Челаха не принес неожиданностей

Вчера в Талдыкоргане начался судебный процесс по делу пограничника Владислава Челаха, которого обвиняют в убийстве 15 человек на пограничном посту «Арканкерген» в мае этого года. 

Убийство 14 пограничников и егеря на временном пограничном посту в Алматинской области потрясло всю республику и стало известно во всем мире. Оттого к начавшемуся процессу приковано внимание всех СМИ. В тот роковой день пограничники были застрелены, затем их тела были сожжены. Через несколько дней правоохранительные органы обнаружили единственного выжившего пограничника — рядового Владислава Челаха. При нем был пистолет, принадлежавший его командиру, а также вещи сослуживцев. В скором времени он дал признательные показания.

Солдат срочной службы сообщил, что из-за внутренних конфликтов он решил расправиться с сослуживцами, однако что было причиной этих конфликтов, так и осталось загадкой. Но ввиду этого у рядового якобы случилось необъяснимое помутнение сознания.

После этого на протяжении нескольких недель слова Челаха подвергали сомнению его родные. Мать Владислава заявила, что ее сын не мог сотворить подобное, а беседа с ним в камере навела ее на мысли о том, что он что-то скрывает. Позже выживший пограничник и в самом деле отказался от своих слов, заявив, что давал показания под давлением. А незадолго до начала судебного процесса родные Челаха шокировали общественность: мол, на известном видео, где Владислав дает показания, на самом деле сидит другой человек — его двойник!

Тем не менее в начавшемся процессе В. Челах предстал обвиняемым. На предварительном слушании он отказался от суда присяжных и одного из адвокатов.

В ходе первого заседания защита заявила ходатайство об отводе военного прокурора Дастана Секенова, которого заподозрили в препятствовании правосудию. Суд эту просьбу отклонил. Затем Челах пожаловался на то, что «создаваемый журналистами шум не позволяет ему слышать судью». Он попросил представителей СМИ не снимать на видео и не фотографировать его. После этого судья предложил журналистам удалиться в специальный зал и наблюдать за процессом оттуда с помощью организованной видеотрансляции. Впрочем, некоторые СМИ подчеркивают, что подобный сценарий можно было предвидеть. Тем не менее журналисты отмечают, что условия для их работы созданы вполне удобные.

Между тем войсковая часть, где служил пограничник Владислав Челах, подала иск о возмещении материального ущерба. Иск касается пожара на посту «Арканкерген», который, по версии следствия, устроил Челах. Ущерб от сгоревшего имущества войсковая часть оценила в 7,8 миллиона тенге (около 50 тысяч долларов).

Суд должен выяснить степень виновности Владислава Челаха. Если его вина будет доказана по всем девяти пунктам (среди которых «Убийство двух и более лиц», «Похищение личных вещей», «Похищение секретных документов», «Похищение оружия», «Дезертирство» и так далее), то, согласно действующему законодательству Казахстана, ему грозит высшая мера наказания — пожизненное заключение. Однако дело очень запутанное, и скорой развязки ожидать не приходится.

Шухрат ХАШИМОВ,
Максим ЗОЛОТУХИН (фото)