Работника ждут дома. Правила техники безопасности должны соблюдаться

Правила техники безопасности должны соблюдаться

Несоблюдение элементарных правил техники безопасности на рабочем месте может закончиться травмой, даже летальным исходом. С начала года в области произошел 31 несчастный случай, в котором погибли пятеро и пострадали 38 человек.

Управление государственной инспекции труда оперативно расследует каждый случай.

— О чрезвычайном происшествии или несчастном случае с летальным исходом или тяжком вреде здоровью работников организация обязана уведомить нас в течение 24 часов. В течение следующих суток создается специальная комиссия во главе с государственным инспектором труда, куда входят представители работника и работодателя. В ходе расследования несчастного случая комиссия определяет степень вины каждого и выявляет ответственного за случившееся. На расследование дается десять дней, но по закону его можно продлить еще на десять дней, причем дважды. То есть предельный срок вынесения решения —
один месяц. Причинами продления срока могут стать сложная экспертиза, требующая времени, или наличие обстоятельств, усложняющих поиск истины, — говорит заместитель руководителя управления инспекции труда Ернар Есиркепов.

В начале текущего года погибли два работника АО «Қазақстан темір жолы», проводившие ремонтные работы на железнодорожных путях в Шуском районе.

— В ходе расследования этого случая локомотив отправили на экспертизу. С датчиков сняли необходимые показания: когда был замечен человек, когда дан первый свисток, повторный сигнал, когда применено экстренное торможение. Порядок действий машиниста сверялся с должностными инструкциями и правилами техники безопасности. Члены комиссии также восстановили хронологию событий, записали на камеру пояснения машиниста: где он заметил людей, когда применил свисток, на каком участке пути начал торможение, — рассказал Е. Есиркепов.

Согласно решению комиссии, степень вины работодателя в ЧП составила 20 процентов, так как работники нарушили правила техники безопасности, пренебрегли графиком движения поездов.

— В случае если доказана вина работодателя, то на него возлагается обязанность содержать оставшихся без кормильца членов семьи. Если же жизнь и здоровье работников застрахованы, как было в случае с погибшими железнодорожниками, то компенсации семьям выплачивает страховая компания, — подчеркнул собеседник.

Е. Есиркепов пояснил, что если в крови погибшего обнаружат следы алкоголя или психотропных препаратов, то, невзирая на все обстоятельства дела, его вина составит 100 процентов.

Еще один летальный случай произошел с работником за пределами нашего региона. Монтажник местной строительной организации трудился в Туркестанской области, где упал с высоты и скончался. В этом случае вина работодателя была установлена в объеме 85 процентов, так как безопасность труда не была обеспечена в должной мере.

Четвертый несчастный случай разрешился в пользу работодателя. Работника АО «Қазақстан темір жолы», сопровождавшего груз в Беларусь, нашли мертвым в номере гостиницы за границей. Смерть от инфаркта произошла в нерабочее время.

Последний случай произошел на заводе АО «Запчасть»: электрика ударило током, и он скончался на месте. Вина работодателя установлена в объеме 30 процентов.

— В этом инциденте виновен в большей степени работник, но такое соотношение степени вины установлено ввиду того, что его деятельность все же была связана с исполнением служебных обязанностей. Подобным же образом устанавливается вина в случаях гибели водителей и пассажиров в рабочих поездках, — отметил
Е. Есиркепов. — В то же время, согласно трудовому законодательству, работодатель обязан создать безопасные условия труда работникам и обучить технике безопасности. И работник обязан соблюдать ее всегда.

Несоблюдение элементарных правил безопасности приводит к несчастным случаям.

— Мы ведем регулярный анализ всех нарушений, проводим профилактические беседы с работниками и работодателями, чтобы пресечь самые частые нарушения. В рамках проекта «Мир и согласие», инициированного акимом области Бердибеком Сапарбаевым, я в составе рабочей группы побывал во всех районах. В основном речь шла о безопасности труда с приведением примеров и статистики, и не только по нашей области, но и по республике, — добавил Ернар Есиркепов.

Принято считать, что чрезвычайные происшествия происходят чаще всего в опасных условиях труда — в шахтах, производственных цехах, на железной дороге. Но практика показывает, что происшествия случаются даже с офисными работниками.

Например, в прошлом году в Жамбылском районе погиб главный специалист районного акимата. Мужчина вышел на субботник и приступил к санитарной обрезке деревьев. Неправильно воспользовался инструментом, из-за чего на него упало дерево. Работник скончался на месте. А в Меркенском районе госслужащие в качестве добровольцев участвовали в тушении пожара, погиб один из специалистов акимата сельского округа.

— В 2019 году несколько сотрудников департаманта Комитета уголовно-исполнительной системы скончались в результате дорожно-транспортного происшествия. Другой схожий случай произошел на одном из участков трассы Западная Европа — Западный Китай, где производился ремонт дорожного полотна. Семь сотрудников вели предварительный осмотр, расчеты и топографическую съемку. Их на высокой скорости сбила фура — четверо скончались на месте, еще один в больнице.

В расследовании случаев с травмами иногда случаются казусы.

— Работник банка упал на лестнице в рабочее время и сломал ногу в двух местах. Когда мы признали 100 процентов вины работодателя в этом случае, тот пришел в наш офис и начал возмущаться: «Какая стопроцентная вина? Я что, толкнул его или поставил подножку?». Но, во-первых, это произошло в рабочее время. Во-вторых, работодатель обязан организовать безопасные условия труда. При проверке выяснилось, что работник поскользнулся на ступеньках, где был постелен кафель не для пола, а настенный. Кроме того, на ступеньках не были закреплены резинки против скольжения. Банк долго судился с нами, даже дошел до Верховного суда, но проиграл, — говорит Е. Есиркепов.

Алексей ПОЛЯКОВ