Рациональное русло. Вода не должна уходить в песок

Вода не должна уходить в песок

По мнению секретаря Комитета по аграрным вопросам, природопользованию и развитию сельских территорий Сената Парламента РК Ахылбека Куришбаева, проблема с водообеспечением в стране связана не столько с нехваткой водных ресурсов, сколько с неправильным управлением ими. Об этом он заявил, обращаясь к Премьер-Министру РК Алихану Смаилову с депутатским запросом.

Как отметил сенатор, объем водных ресурсов в Казахстане, согласно прогнозам Всемирного банка, к 2030 году снизится с 90 до 76 кубокилометров в год. Примерно такой же прогноз дают и казахстанские ученые. А это означает, что дефицит воды в стране уже через восемь лет составит около 15 кубокилометров в год, то есть почти 15 процентов.

— До сих пор наша экономика не сталкивалась с подобным дисбалансом водных ресурсов, и мы еще не ощущали такого дефицита воды. И еще у нас принято много различных государственных программ в разных отраслях экономики. Однако у меня возникает вопрос: а хватит ли водных ресурсов для их реализации? — пишет сенатор.

При этом он подчеркивает, что, согласно мнению международных экспертов, «главной проблемой в Казахстане является несовершенство системы планирования и контроля водных ресурсов».

— То, что мы делаем, называется не управлением вод­ными ресурсами, а управлением спросом на воду, то есть управлением водопотреблением, — утверждает А. Куришбаев.

По его словам, в республике до сих пор нет точной информации о запасах водных ресурсов. Причем, по мнению сенатора, подобный государственный водный кадастр должно проводить РГП «Казгидромет», а не частные организации, как сейчас это происходит. Но для этого необходимы перевод мониторинга водного фонда на цифровой формат и технологии дистанционного зондирования. В Казахстане на большинстве водоемов отсутствуют даже гидрологические посты.

Во-вторых, необходимо обновить с учетом современных требований схему комплексного использования и охраны водных ресурсов Казахстана, что является основой стратегии и тактики рационального использования воды.

В-третьих, нужно определить реальную себестоимость воды для каждого водного бассейна, считает сенатор. Без этого экономное использование водных ресурсов невозможно. И то, что сегодня сделано РГП «Казводхоз», — единые на всю республику тарифы на поливную воду — противоречит мировой практике.

В-четвертых, коэффициент полезного действия оросительных систем в республике не превышает 0,55. Иными словами, почти 50 процентов поливной воды попросту теряется. И только на 16 процентах орошаемой пашни используют технологии капельного орошения и дождевальные установки.

— Иначе говоря, большая часть поливной воды уходит в песок. Поэтому необходимо менять политику господдержки в орошаемом земледелии. Ее должны получать только те, кто внедряет водосберегающие технологии, — считает сенатор.

В-пятых, в условиях аридизации климата подземные воды являются стратегическим фондом страны. И потому прежде всего необходимо объективно оценить их запасы и качество, разработать детальную карту, пишет А. Куришбаев. Но такие фундаментальные исследования должны выполняться под строгим контролем государства при участии ученых и специалистов-гидрогеологов. А в республике эта работа по большей части также передана частным организациям.

— Кроме того, мы планируем, что свыше тысячи сел в стране будут обеспечены качественной питьевой водой за счет локальных систем водоснабжения путем бурения скважин и установления блок-модулей, но уже сейчас возникают вопросы о достоверности утвержденных там запасов подземных вод. Смежная с ней проблема заключается в том, что в стране свыше 2,2 тысячи бесхозных самоизливающихся скважин, потому как для строительства водозаборов мощностью до 50 кубометров в сутки сегодня не надо получать разрешение на специальное водопользование. А значит, такие скважины могут бурить все, кто только хочет, что точно приведет к безвозвратной утрате стратегического ресурса — пресной подземной воды, — уверен Ахылбек Куришбаев.

В-шестых, одной из главных проблем в обеспечении населения качественной питьевой водой является отсутствие специализированных эксплуатирующих организаций. Так, по данным Минздрава РК, 235 централизованных и 483 локальных источника водоснабжения в стране являются бесхозными. То есть в республике есть спрос на строительство объектов водоснабжения, но нет должного спроса за их содержание.

И, наконец, главное — сегодня в условиях нарастающего дефицита воды многие страны меняют свою политику по управлению водными ресурсами, усиливают государственный контроль в этой сфере. В таких странах выстроена единая государственная вертикаль управления водными ресурсами, организовано специализированное министерство водного хозяйства. В Казахстане же вопросом воды занимаются шесть министерств плюс местные исполнительные органы и АО «Самрук-Казына».

— Водное хозяйство — это сектор экономики, где экономить нельзя. Учитывая стратегическую важность этой отрасли, давно назрел вопрос об организации в Казахстане самостоятельного ведомства по интегрированному управлению водными ресурсами и проведению единой государственной политики в области планирования, контроля и рационального использования водного фонда страны, — заключил Ахылбек Куришбаев.

Подготовила Людмила МЕЛЬНИК