Рано радоваться

Расследование было, прекратилось… и возобновилось

В истории 15-летней девочки из неблагополучной семьи, подвергшейся сексуальной эксплуатации, две новости. Одна — хорошая: Аяна родила здоровую дочурку и сама воспитывает ее, проживая вместе с бабушкой. Но настораживает другое: уголовное дело, по которому подросток проходит потерпевшей, чуть не закрыли. 

Напомним, в октябре прошлого года некая Акмарал, уроженка Меркенского района, увезла Аяну и 21-летнюю Лауру из Мерке погостить в Астану и на месяц заперла в «яме» для плотских утех. В ноябре в отделе внутренних дел Рыскуловского района, куда обратилась с заявлением мама Аяны, в отношении Акмарал возбудили уголовное дело по статье 132-1 Уголовного кодекса (вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией). Добытые в ходе следствия показания Лауры дополнили картину произошедшего, и Акмарал стала фигурантом дел еще по трем статьям — 270, 133 и 128 УК (вовлечение в занятие проституцией, торговля несовершеннолетними, торговля людьми), объединенных в одно производство с предыдущим делом.

31 декабря подозреваемой предъявили заочное обвинение по первой названной статье, после чего Акмарал объявили в розыск. Задержали ее только в апреле нынешнего года. Дама сразу же заявила, что Аяна лжет, и упорно придерживалась выбранной линии защиты на протяжении трех месяцев. В апреле же и Лаура вдруг «вспомнила», что Аяна якобы оказывала интимные услуги по своей воле. После этого Лаура таинственным образом исчезла. Самое удивительное в том, что до исчезновения, по данным прокуратуры области, она проживала на конспиративной квартире в Таразе по программе защиты свидетелей. То есть практически все время находилась под наблюдением.

— У Лауры не было никаких документов — ни удостоверения личности, ни даже свидетельства о рождении, — рассказывает председатель общественного объединения «Болашак» Галина Калиева, которая с осени оказывала Аяне гуманитарную помощь и следила за происходящим. — Насколько я знаю, еще весной для оформления документов Лауре разрешили съездить в Мерке, где проживают ее родители. Девушка приехала туда и как в воду канула. Мать ее утверждает, что не видела дочь и не знает, где та может находиться.

Ну а раз нет свидетеля и второй потерпевшей в одном лице, как водится, нет и дела. Уголовные дела по статьям 270, 133 и 128 были прекращены 27 июля за отсутствием доказательств. За три дня до этого случилась непонятная метаморфоза и с Аяной. Она обратилась в полицию с заявлением с просьбой о прекращении уголовного дела и отказалась от первоначальных показаний. В итоге и по статье 132-1 расследование прекратилось — с дивной формулировкой «в связи с примирением сторон».

Однако последняя надежда на то, что дело не спустят на тормозах, еще остается. Прокуратура области отменила все принятые следователями решения, посчитав их преждевременными, и потребовала от них более оперативной и четкой работы. К слову, решение не возбуждать уголовное дело по факту исчезновения Лауры тоже отменено. Важного свидетеля объявили в розыск.

 

Когда верстался номер

Есть еще одна проблема. Гуманитарная помощь, которая оказывалась Аяне по линии общественного объединения «Болашак», иссякла. Малоимущая семья испытывает крайнюю нужду, получая пособие в 12 тысяч тенге по утере кормильца плюс бабушкины 35 тысяч тенге пенсии. Пособие за рождение ребенка Аяна получит лишь в сентябре, когда ей исполнится 16 лет. Но и причитающейся суммы надолго не хватит. Так что без активного содействия госорганов и участия всех неравнодушных людей не обойтись.

Гульжан АСАНОВА