Ликвидировать административные барьеры, искоренить бюрократию
Одной из основных задач департамента Агентства РК по делам государственной службы по Жамбылской области является координация деятельности территориальных подразделений центральных госорганов и местных исполнительных органов, учреждений и организаций в вопросах соблюдения законодательства о госслужбе и госуслугах.
О работе департамента по делам госслужбы, его функциях наша беседа с руководителем ведомства Шакиром Сұлтанханом.
— Не так давно Глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал Указ «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата», предусматривающий повышение самостоятельности и персональной ответственности руководителей госорганов. Можете подробнее прокомментировать этот документ?
— Прежде всего отмечу, что ключевыми принципами дебюрократизации определены приоритет сущности над формой, цифровизация по умолчанию, управленческая ответственность, непрерывное совершенствование, оптимальность регламентации. Указом предусмотрен комплекс системных и прикладных мер, реализация которых ускорит процесс принятия решений в госаппарате, повысит самостоятельность и персональную ответственность первых руководителей госорганов, сократит объемы документооборота и отчетности.
Важнейшее значение в работе по дебюрократизации имеют цифровая трансформация и системный реинжиниринг всех сфер госуправления. Основным бенефициаром, получателем результата, станут рядовые граждане. Кроме этого, меры, заложенные в Указе, позволят разгрузить государственных служащих от излишних процедур, не влияющих на конечный результат, а также обеспечат нацеленность госаппарата на эффективную реализацию политических и экономических реформ Главы государства.
— Несомненно, важная роль в реализации Указа Президента возлагается на Агентство по делам государственной службы, его территориальные подразделения. Несколько слов о функциях вашего ведомства, направленных на устранение бюрократических лазеек, создающих волокиту и безответственность.
— Основные наши функции — реализация стратегий и программ в сфере государственной службы, государственной политики в вопросах оказания госуслуг в пределах своей компетенции, разработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов в сферах государственной службы, оценка качества оказания госуслуг и госконтроля, контроль за качеством оказания государственных услуг.
Большое внимание уделяется консультированию госслужащих и граждан по вопросам, входящим в компетенцию департамента, оценке эффективности деятельности госорганов в части управления персоналом и качества оказания госуслуг, оказываемых в электронной форме. Мы также участвуем в координации научно-исследовательской, учебной, издательской деятельности, взаимодействуем с другими госорганами в вопросах оказания госуслуг, в разработке предложений по совершенствованию системы оплаты труда, социально-правовой защите госслужащих.
Проводим мониторинги кадрового состава политических и административных госслужащих, организуем тестирование, координируем деятельность госорганов по вопросам подготовки и повышения квалификации госслужащих. Словом, у нас широкое поле деятельности, направленное на совершенствование работы государственного аппарата.
С 1 января 2016 года введен в действие Закон «О государственной службе Республики Казахстан», которым определена правовая основа для перехода к карьерной модели государственной службы в Казахстане. Внедрение новой модели обеспечено за счет следующих механизмов: продвижение госслужащих осуществляется путем проведения внутренних конкурсов, низшие должности в госорганах замещаются только посредством проведения общего конкурса. Кроме того, упразднен институт кадрового резерва корпуса «Б», ограничен институт переводов, введен институт ротации руководящего состава корпуса «Б».
— Как поступить на административную государственную службу молодым специалистам?
— Граждане, впервые поступающие или вновь поступающие на государственные должности корпуса «Б» после прекращения госслужбы, проходят следующие этапы отбора: тестирование в порядке, определенном уполномоченным органом; оценка личных качеств с получением соответствующего заключения; участие в общем конкурсе на занятие административной государственной должности корпуса «Б».
— Чем вызван конкурсный отбор граждан на государственную службу? Какие изменения произошли в механизме такого отбора?
— Конкурсный отбор обусловлен конституционным принципом равного доступа граждан Казахстана на государственную службу (статья 33, пункт 4 Конституции РК). Конкурсные процедуры в настоящее время упрощены. При участии во внутреннем конкурсе кандидату требуется предоставление лишь двух документов: заявление и послужной список.
При участии в общем конкурсе надо добавить еще один документ — диплом об образовании.
Лица, впервые поступающие на госслужбу, проходят тестирование на знание законодательства и оценку личностных качеств. В целом процедура тестирования является одним из этапов при поступлении на госслужбу. Объективность проведения тестирования обеспечивается стандартностью условий, времени, подсчета результатов, содержания тестов, а также принятием оператором письменных ограничений о недопустимости коррупционных действий.
Для лиц, не преодолевших пороговые значения, повторная сдача теперь возможна через 15 календарных дней.
Таким образом, порядок поступления на государственную службу в настоящее время максимально упрощен.
— Нередко в среде госслужащих можно услышать о деятельности системы «Е-Қызмет». Что она собой представляет?
— Интегрированная информационная система управления персоналом «Е-Қызмет» предназначена для решения первостепенных задач служб управления персоналом госорганов, а также развития усовершенствования процессов управления персоналом.
Функционирование системы повышает производительность работы служб управления персоналом, сокращает временные и трудовые затраты на получение и актуализацию информации. Система дает полную информацию о госслужащем: персональные данные, организационные сведения о профессиональных и личностных компетенциях, образовании, квалификации, стаже, профессиональном опыте, результатах оценки и аттестации, учете прохождения обучения, сроках и тематике курсов, сведения о поощрениях, административных и дисциплинарных взысканиях.
Главная цель разработанной программы – автоматизация рабочего процесса. И его использование в первую очередь выгодно для самих госслужащих, поскольку сокращаются административные барьеры и бумажная волокита, а также время на выполнение различных операций.
— Почему День государственного служащего отмечается ежегодно именно 23 июня?
— На 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 20 декабря 2002 года приняли резолюцию о провозглашении 23 июня Днем государственной службы ООН и призвали государства-члены ООН определить этот день в каждой стране.
В декабре 2013 года Первый Президент Республики Казахстан — Елбасы Нурсултан Назарбаев подписал соответствующий Указ о внесении дополнений в перечень профессиональных праздников. Начиная с июня 2014 года, в Казахстане отмечают День государственного служащего.
— Привлекает внимание ваш служебный кабинет: одна стена здесь прозрачная, через нее видно проходящих мимо сотрудников. Это веление времени или дань моде?
— Главное — специалисты департамента тоже видят, чем я занят. В первую очередь офис открытого типа направлен на предупреждение коррупции, все должно быть открыто.
У концепции оpen space, то есть открытое пространство, есть и другие достоинства. Это удобство организации работы, быстрые коммуникация и обмен информацией; оптимизация расходов на аренду и ремонт помещения; выработка командного духа и сплочение коллектива; возможность отслеживать рабочий процесс: сотрудники всегда на виду; возможность быстро обсудить рабочие вопросы, не тратя время на переписку и звонки; у сотрудников здесь более высокая готовность к взаимодействию.
— И много в нашем регионе кабинетов открытого типа?
— Пока немного, но это вопрос времени. По нормам СНиП нельзя обязать госорганы переделывать кабинеты под новый формат, надо учитывать наличие несущей стены. Зато в новом формате строятся офисы цонов, к примеру. Также в Таразе возводится новое здание госоргана, где кабинеты будут уже открытыми. К слову, все новые здания госорганов и предприятий квазигосударственного сектора будут следовать концепции оpen space. Это один из факторов, благодаря которым государственный аппарат совершенствуется.
Жарылкасын НУРАЛИЕВ