Солярка подвела?..

По данным ЦДС, вчера в восемь часов утра на линии вышло 84,3 процента автобусов, в девять часов на маршрутах работало уже 90,3 процента единиц общественного транспорта. Однако эти цифры вызывают сомнение

Общественный транспорт провалил экзамен на прочность

Не типичный для юга страны холод стал проблемой для жителей Тараза. Особенно напрягает горожан проблема с общественным транспортом, который, как оказалось, не приспособлен для работы, когда столбик термометра опускается ниже 25-градусной отметки. 

Уже с начала этой недели люди, спешащие утром на работу, обратили внимание на то, что количество автобусов значительно уменьшилось.

— А что вы хотите? — отреагировали на наш звонок в центральной диспетчерской службе. — На улице мороз ниже 20 градусов, а большинство автобусов ночует под открытым небом. Наше начальство на днях провело рейд, чтобы узнать, в каких условиях стоит транспорт. В итоге выяснилось, что боксы имеются не у всех фирм-перевозчиков. Вот утром водители и тратят уйму времени, пока заведут автобус. Да и качество солярки оставляет желать лучшего. Особенно сложная ситуация наб-людалась на 26-м маршруте, на котором задействованы автобусы марки «ДЭУ». Они, как оказалось, совершенно не приспособлены к суровым зимним условиям.

По данным ЦДС, вчера в восемь часов утра на линии вышло 84,3 процента автобусов, в девять часов на маршрутах работало уже 90,3 процента единиц общественного транспорта. Однако эти цифры вызывают сомнение, потому что сотрудники нашей редакции большей частью прибывают на работу на такси. По тридцать и более минут в эти дни пришлось ждать автобусы 23-го, 39-го, 40-го, 9-го, 19-го, 17-го и целого ряда других маршрутов. Про автобусы 38-го и 41-го маршрутов — разговор отдельный. Поместиться по утрам в их салоны проблематично и в теплый сезон. Но что творилось в последние два-три дня — это надо было видеть! В заполненные до отказа автобусы ломились новые толпы людей. Двери не закрывались, но водители все равно двигались в путь, подвергая людей смертельной опасности. Те, кто не помещался в салон, вынуждены были штурмовать следующие рейсы по нескольку раз. Такая картина наб-людалась по всему городу.

Возникают резонные вопросы: почему же обслуживание пассажиров доверяют компаниям, которые не имеют собственных боксов и держат автобусы на улице? И почему автоперевозчики закупают автобусы, которые работают на дизельном топливе? Ведь проблемы с этим видом топлива широко известны.

В секторе пассажирского транспорта городского отдела жилищно-коммунального хозяйства признают, что главная проблема на сегодня — отсутствие качественного зимнего дизельного топлива. В основном все автобусы заправляются соляркой, которая густеет уже при 14 градусах мороза. А в Таразе последние ночи были значительно холоднее.

Стоит ли в таком случае удивляться тому, в каком состоянии на маршрут выходят первые автобусы? Холодный двигатель грохочет, ходовая часть работает со скрежетом. Создается впечатление, что автобус не в состоянии преодолеть даже километр пути. Кроме того, в промерзшем салоне температура не поднимается выше нуля, пол скользкий. Через оконные стекла, покрытые толстым слоем льда, рассмотреть ничего нельзя. И если кондуктор забывает называть остановки, то уже через пять минут пассажиру очень легко потерять ориентацию и проехать свой пункт назначения. Но некоторые водители автобусов умудряются даже лихачить, выполняя сложные маневры на практически не очищенной ото льда и снега дороге.

О том, что 20 и 21 декабря температура воздуха опустится ниже 25 градусов, не знал только ленивый. Но никто не позаботился о том, чтобы автобусы в эти дни были максимально готовы к погодным условиям. Достаточно было изучить опыт Астаны и других северных городов, где бывает и холоднее, чтобы не допустить транспортного коллапса. Увы, заложниками данной ситуации стали и дети, которым нужно было в детский сад или школу. Они стояли на остановках и плакали, потому что им тяжело было выдержать мороз даже десять минут. Неужели хотя бы в часы пик нельзя было организовать нормальную работу автобусов? Но большинство водителей считают своим долгом закончить работу до 19 часов, хотя многие школьники возвращаются домой после 19.30…

Приходится из года в год наблюдать, как транспортники испытывают шок при наступлении зимы. И если все перевозчики и в дальнейшем будут надеяться на авось и не готовиться к зиме, какой бы она ни была, то мы и в следующем году наступим на те же грабли и опять будем винить во всех бедах погоду, но только не свою безответственность.

Шухрат ХАШИМОВ,
Людмила МЕЛЬНИК