Своя колея

К 2020 году отремонтируют 78 процентов автодорог

На сегодняшний день в неудовлетворительном состоянии остается около 20 процентов республиканских и свыше 35 процентов дорог местного значения. При бюджете автодорожной отрасли в 310 миллиардов тенге на 2013 год к декабрю состояние дорог улучшится лишь на два процента. 

Еще 11 октября Президент РК Нурсултан Назарбаев в ходе расширенного заседания Правительства раскритиковал работу Министерства транспорта и связи. Глава государства отметил слабую работу по удешевлению капитальных расходов и повышению качества за счёт внедрения новых технологий в сфере строительства дорог.

— У нас дороги требуют ремонта через год после начала эксплуатации, в том числе здесь, в столице. В результате в мировом рейтинге по качеству дорог, хотя много строим, по 1000 — 1500 километров, мы занимаем 117-е место из 144 стран. Вот оценка, — сказал он.

Спустя десять дней министр транспорта и коммуникаций РК Аскар Жумагалиев, рассказывая о насущных проблемах развития автодорожной отрасли на брифинге в Службе центральных коммуникаций, с мнением Н. Назарбаева полностью согласился:

— Существует целый ряд проблемных вопросов отрасли: несовершенство законодательной базы и структуры управления, низкое качество ремонтных работ, неудовлетворительное состояние автодорог, недостаток финансирования их ремонта и содержания, эксплуатация большегрузных транспортных средств с перегрузом, — перечислил он.

Добавив, что немаловажным вопросом было, есть и остается обеспечение безопасности на дорогах и отсутствие сети придорожного сервиса. По этим и другим проблемам вверенное ему министерство совместно с другими госорганами принимает целый ряд мер. К примеру, до конца текущего года планируется закончить строительство 806 километров автокоридора Западная Европа — Западный Китай. К сдаче уже подготовлено 710 километров автобана. А оставшиеся километры будут завершены до конца года.

— Динамика ремонтных работ сегодня положительная. Мы в текущем году сумели охватить ремонтом и реконструкцией 5900 километров, при этом в республиканской сети 3500 километров. Планируется открыть движение на 2000 километрах, — сообщил А. Жумагалиев.

Однако к концу года состояние дорог улучшится лишь на два процента. Проще говоря, в новый год мы вступим с 31 процентом автотрасс в хорошем, 50 процентами в удовлетворительном и 19 процентами в неудовлетворительном состоянии.

Вместе с тем с июля апробируется система оплаты трасс республиканского значения на примере автобана Астана — Щучинск. Только за пять месяцев с проезжающих по магистрали автомобилистов собрано свыше 350 миллионов тенге. По словам А. Жумагалиева, эти средства в дальнейшем пойдут на содержание и возможный ремонт дороги. Поблажек не было даже тем, чьи авто зарегистрированы на территории автобана, и в октябре для них ввели абонентскую плату в размере 1000 тенге. Аналогичную систему, возможно, установят на автотрассе Западная Европа — Западный Китай после ее полной сдачи в эксплуатацию. А до 2020 года около 4000 километров автодорог переведут на платный режим.

Стоит добавить, что на скоростных трассах планируется внедрение интеллектуальной системы безопасности, которая, по словам министра, позволит снизить дорожно-транспортные происшествия до 30 процентов. Также предполагается внедрить систему управления, которая будет предназначена для обработки данных по автодорогам, бюджетного планирования и эксплуатации сети. Система автоматически будет определять состояние автодорог и формировать бюджет предполагаемого ремонта. В том числе автомобилисты с ее помощью смогут видеть состояние дорог и заранее планировать маршрут движения.

Женис САБИТОВ