Своя марка

Потребитель выбирает лучшее

Среди множества компаний области ТОО «Та-Мак» занимает особое место. Сделав 12 лет назад выбор в пользу национальной кухни, фирма стала дипломантом президентской премии «Алтын сапа» 2015 года в номинации «Пищевая продукция». И несмотря на увеличивающееся из года в год число конкурентов, продукция торговой марки «Арзу» неизменно пользуется огромным спросом. 

А начиналось все в 2004 году. Восемь энтузиастов задались вопросом: какая ниша пищевой промышленности еще не занята, что принесет успех новоиспеченной фирме? И пришли к выводу: национальная кухня — это то, что всегда будет востребовано на потребительском рынке.

Но в начале пути пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. Дело в том, что в Советском Союзе не существовало ГОСТов для жаймы, продукция подобного рода ранее нигде не выпускалась. Компании пришлось самостоятельно расписывать весь технологический процесс, начиная с просеивания муки и заканчивая упаковкой готовой продукции.

— Для начала мы отправились в поход по библиотекам и перерыли сотни книг, в том числе и исторических, в поисках лучшей технологии изготовления теста, — рассказывает начальник отдела кадров и системы менеджмента и качества ТОО «Та-Мак» Анатолий Потапов. — Задача состояла в том, чтобы создать высококачественный продукт, который еще никто не производил. Первый год мы разрабатывали технологию. А затем зарегистрировали идею в Национальном институте интеллектуальной собственности Казахстана и в 2005 году приступили к производству. На начальном этапе у нас было китайское оборудование, на котором выпускали не более 100 килограммов жаймы в сутки. В штате было восемь человек, им нередко приходилось совмещать разные виды деятельности. Через 12 лет упорного труда мы имеем 13 видов продукции объемом пять-шесть тонн в сутки. В цехах в три смены работают более 120 человек.

Команда ТОО «Та-Мак» не довольствуется достигнутым. Помимо известных каждому казахстанцу жаймы, манпара, лапши и нарына технологи работают и над новыми видами продуктов. К таким относится «Ертостик» — нечто среднее между нарыном и жаймой. Надо сказать, что новинка прочно укрепилась на казахстанских прилавках.

— Самое главное в производстве наших товаров — это процесс сушки, определяющий варочные качества и ломкость теста. Методом многочисленных экспериментов мы нашли наиболее оптимальный вариант, при котором сырое тесто хранится максимально долго. Примечательно, что правильно приготовленная жайма не нуждается в консервантах. При изготовлении мы используем высококачественное сырье, не добавляем красители и прочие ингредиенты. А образцы из каждой партии проверяются в лаборатории. В планах запуск новой торговой марки «Астау» — линейки продуктов дешевого сегмента. Это наш ответ мировому финансовому кризису, — говорит А. Потапов.

Жамбылская фирма уверенно осваивает внешний рынок. На карте поставок значатся не только все области Казахстана, но и четыре региона России, почти вся Европа и даже США — в Нью-Йорке работает дилер фирмы. Зарубежными потребителями отечественной продукции являются в основном переселенцы из Казахстана. Но бывают и сюрпризы. Например, исконно казахский манпар пользуется огромной популярностью у коренных немцев, которые делают из него традиционные клецки.

Предприятие работает по схеме «план — действие — анализ — корректирующее действие», которая ведет бизнес к успеху. Существует система поощрения лучших работников, которым директор предприятия Гулмира Конкашева ежегодно вручает внушительные денежные премии. ТОО «Та-Мак» не обращает внимания на мелких конкурентов, которые пошли по его стопам в производстве жаймы и других продуктов. Может, это и зря, ведь, по словам работников магазинов, жайма «Асату» фирмы «MARK of PERFECTION» догоняет «Арзу» по количеству продаж.

— Одна 300-граммовая упаковка «Арзу» стоит 165 тенге, «Асату» — 185, — говорит администратор супермаркета «Smart» Алёна Элевтерова. — С начала этого года мы продали равное количество товаров этих фирм. Несмотря на это, спрос на «Арзу» остается высоким. Фирма «Та-Мак» проводит грамотную маркетинговую кампанию, предлагает новые виды продукции. Так что, я думаю, она еще долго не будет иметь равных в этой сфере.

Но небольшой социальный опрос подтвердил мнение, что значок «Дипломант премии Президента Казахстана «Алтын сапа» 2015 года» на упаковке будет иметь решающее значение при выборе продукта.

Марина РУЗМАТОВА, фото автора