Трудный путь к вершине

Экибастузцы отметили 75-летие Бахытжана Момышулы

Третьего октября был день рождения известного писателя и переводчика Бахытжана Момышулы. Ему в этом году исполнилось бы 75 лет. Коллектив центральной библиотеки города Экибастуза организовал вечер «Достойный сын легендарного отца». Библиотекарь Ольга Кожемяк и библиограф Мадина Алькен рассказали студентам городских колледжей о жизненном пути и творчестве писателя. Сегодня мы публикуем статью об этом мероприятии, любезно предоставленную нашей газете Ольгой Кожемяк. 

Нелегко быть сыном знаменитого отца, потому что незримая ноша ложится на плечи. Народ почитает батыра и с ожиданием, взыскательно смотрит, каким вырастет его потомок. Вольно или невольно жизнь превращается в борьбу, сложную, драматическую. С одной стороны, давит чувство долга — нельзя подвести отца. С другой стороны, есть понимание необходимости не повторить отца ни в чем! Не быть его подобием или потребителем громкой славы.

Бахытжану досталась трудная судьба. В три месяца от рождения он стал инвалидом из-за полиомиелита. И за всю жизнь перенес девять операций, девять раз ложился под нож хирурга, в том числе семь раз ему ломали и заново сращивали бедро. Он по полгода лежал в гипсе, мог пошевелить только руками и головой. Но, несмотря на все ужасные испытания, не сломался, напротив, стойко переносил физическую боль. Болезнь не помешала ему успешно окончить среднюю школу и Алма-Атинский институт иностранных языков (ныне университет мировых языков и международных отношений имени Абылай хана).

Бахытжан Момышулы вспоминал: «В детстве на летние каникулы отец отсылал меня в свое родное село в Жуалы Жамбылской области, чтобы я лучше знал язык и обычаи казахов. Родители моих друзей были большими чиновниками и на лето отправляли своих детей в «Артек», за границу, в санатории. Я обижался, мне было стыдно перед одноклассниками, которые рассказывали о разных чудесах, которых нет в Казахстане. А мне о чем было рассказывать? О том, что помогал дяде по хозяйству, о том, что надо было сено заготавливать для скота на зиму, о том, что ни моря, ни леса там нет? Позже я со смехом вспоминал об этих своих обидах и говорил, что отец поступал муд-ро, так как хотел, чтобы сын понял, откуда он родом, кто его родственники, чтобы он проникся уважением к родной земле. Только с годами я стал понимать, что казахский аул оказался для меня средой, где раз и навсегда осознаешь свои корни, впитываешь любовь к Отчизне». Одно из главных завещаний отца сыну Бахытжану: «Если будешь с народом, то никогда не будешь одинок. Если будешь идти дорогой народа — никогда не потеряешься. От глаз народа ничего не скрыть, поэтому будь честен и всегда склоняй голову перед народом».

Литература стала смыслом жизни Бахытжана Момышулы. В разные годы он работал корректором в газете «Новая жизнь» Жуалынского района Жамбылской области, переводчиком в Жамбылской областной газете «Знамя труда» и литературным сотрудником газеты «Ленинская смена». Позже стал редактором в издательстве «Жазушы» в Алма-Ате. Наряду с переводческой деятельностью Бахытжан Момышулы занялся творческой работой. И уже с первых новелл заявил о себе со всей полноценной художественностью. Чем же он привлекал думающего читателя? Зорким мировидением, а также лирической теплотой, личной творческой интонацией, изумительной мягкостью слога, щедрым и чутким жизнелюбием, исключительным и ненавязчивым добрословием, которое спутать с чьим-либо другим невозможно.

В последние десять лет жизни Бахытжаном Момышулы было опубликовано около десяти книг, все в жанре философской прозы, они стали явлением в мире литературы. «Сыновья Великого Волка» — сборник повестей об отце Бауыржане Момышулы, Динмухамеде Кунаеве, Зейнолле Кабдолове, Шерхане Муртазе и других известных личностях. «Сердце волка» — о судьбе двоюродного брата Сабыржана Махметова, «Преломление света», «Предание князей времени», «Явление Синего Таутеке», «След птицы в небе», «Голоса детей солнца» о дирижере Толепбергене Абдрашеве и другие книги. Эти произведения отличает не бытописание, а поиск истины, духовности. Его герои ищут суть жизни, постигая ее через духовные победы и потери. В книгах действуют невыдуманные герои, известные народу личности. Основная идея — описание истории сильных личностей, тех, кто не сломался в годы крутых перемен и испытаний, а рос, тянулся к свету, пытался жить духовным опытом и историей человечества. Их жизненные истории — магические истории, в которых закодированы уроки для каждого из нас.

Бахытжан Момышулы пользовался заслуженным авторитетом среди коллег-писателей, не раз избирался членом правления Союза писателей Казахстана. За значительный вклад в развитие казахской культуры и литературы был награжден несколькими медалями, а в 2008 году — орденом «Құрмет», является лауреатом специальной премии Союза писателей Казахстана. Международная организация «Российский наградной комитет» наградила его медалью имени Льва Толстого «За воспитание, обучение и просвещение».

В конце вечера прозвучали такие слова: некоторые люди, кто не знал близко Бахытжана Момышулы, считали, что он был тенью своего отца — легендарного Бауыржана Момышулы. Нет, он был не просто сыном, он являлся духовным наследником своего великого отца. Ему достало мужества и таланта шаг за шагом восходить к отцу, который видится большой горой. На этом пути он открыл новые тропы для других (для нас, читателей), тропы, ведущие к вершинам нравственности, честности, преданности Родине. Для тех, кто познакомится с его творчеством, оно не пройдет бесследно…

Издававшиеся большими тиражами в 50 — 100 тысяч экземпляров, его прозаические сборники расходились моментально: первый сборник рассказов «Добрые мосты» вышел в свет в 1971 году, когда автору исполнилось 30 лет. Рассказы «Раскалённые камни» — в 1974 году, «Прозрачные льдины» — в 1976-м, «Тихие голоса» — в 1978-м, повести «Я еще ребенок» — в 1982-м, повести и рассказы «Дети-великаны» — в 1988 году. Быть может, повышенному интересу к книгам способствовала фамилия знаменитого отца Момышулы?

Насколько ощутимо было в начале творческого пути влияние отца и писателя Бауыржана Момышулы? Вот слова Бахытжана об этом: «Я особенно и не знал в те годы произведений отца. Скорее признаю влияние матери, которая работала в издательстве. И общение с пишущими людьми формировало меня. Благодаря им я полюбил казахский театр, оттачивалось мое знание казахской классики, родного языка, без чего невозможен писатель. Именно они привили мне уважение к отцу. Но принципиально важно было для меня выйти из-под его влияния, тем более от возможной протекции».

Для Бахытжана каждый отрезок времени, проведенный с отцом, был священен. Это можно уловить из его детских воспоминаний. Каждый яркий запечатленный момент из детства, в котором особое место было отведено отцу, являл для Бахытжана Момышулы своеобразный урок муд-рости. «Когда я был маленьким, городской двор привлекал меня. У нас, ребят, были свои интересы. Все время мне хотелось убежать на улицу. Зачастую отец останавливал, усаживал меня и начинал рассказывать разные истории и притчи, — вспоминал Бахытжан Бауыржанович. — Однажды он сказал мне одну фразу, которую очень хорошо помню: «Ты напрасно убегаешь от меня. Куда бы ты ни шел, я встречу тебя». После смерти отца я понял, насколько он был прав, насколько он был мудр. Будь я в Москве, Волоколамске, Ташкенте, Бишкеке, а тем более в любой точке Казахстана, мне всегда встречались люди, которые воевали вместе с ним или просто знали, читали его книги, видели портреты. Он и сейчас продолжает выходить навстречу. Но с каждым днем становится для меня все загадочнее…».

Пытаясь понять отца, наш герой стал писать книгу о нем. Работа была нелегкая. Писатель-фронтовик, боевой друг Бауыржана Момышулы Дмитрий Снегин одобрил рукопись и написал положительную рецензию-предисловие к книге. «Спасибо, сынок, про отцов так и надо писать», — отметил Дмитрий Снегин. Книга вышла в свет в 1986 году под названием «Восхождение к отцу». «Она была хорошо принята, но после ее выхода я понял, что это не было никаким восхождением, это был просто маленький шажок. Я сумел вобрать в себя лишь совсем малую часть непознанного мира отца. Люди такого плана, такого уровня личной эволюции обладают передо мной преимуществом неисчерпаемости», — заключил тогда Бахытжан Момышулы. Через пять лет, в 1991 году, была написана книга, которая стала новым прочтением отца, она так и называется — «Во имя Отца».

Яркой творческой личностью является сноха легендарного Бауыржана Момышулы Зейнеп Ахметова. Недаром он доверил ей свой архив.

В годы мучительной болезни Бахытжана, отчаяния, одиночества и безысходности появилась она — Зейнеп. Она осталась рядом и более сорока лет делила с ним его боль и радости жизни. 17 августа 1969 года у них родился сын Ержан. С дедушкой Бауыржаном они были очень близки. Он называл внука Момышулы третьим. Затем появилась невестка Анар, внуки Нурсултан и Мадияр.

Бахытжан Момышулы посвятил своей супруге трогательный и искренний роман «Когда ты рядом», написанный в 1983 году. Это одно из лучших произведений казахской литературы о женщине, и оно открывает новые страницы жизни знаковой казахской семьи. Хотя роман автобиографический, главные герои названы вымышленными именами: Талап (Бахытжан), Гюзаль (Зейнеп), Аяз (Бауыржан Момышулы). Жизнь в семье такого неординарного и сложного человека, как Бауыржан Момышулы, требует огромных духовных сил. Перед нами страница за страницей показано становление женщины. В начале семейной жизни Гюзаль неопытная, упрямая, нетерпеливая, растерянная. Автору хватило мужества и смелости открыто рассказать о трудных взаимоотношениях между родными людьми. Первые ссоры, непонимание, тяжелые размолвки… В этот непростой период мать Гюзаль дает дочери мудрый совет: «Мир в доме надо беречь, а это дело женщины, хранительницы очага. Надо уметь сдерживаться и уступать. И еще нужно уметь прощать. Не с крыши, не с посуды, не с сундуков — с доброты начинается семья». Гюзаль не столько думает, размышляет, сколько чувствует. Наблюдая за неуправляемым Талапом, она приходит к выводу, что сердце у него сжалось от обиды, что он всегда был одиноким, и ему нужна поддержка. Талапу не дает покоя, прежде всего, духовная пропасть между ним и отцом. Временами он не чувствует ни смысла жизни, ни ее ценности, все кажется ему бесполезным. Творческая неудовлетворенность также не дает ему покоя. Мостиком, скрепляющим отношения между сыном и отцом, становится Гюзаль. Она, как спасительная добрая рука, приходит к ним на помощь, становится опорой, союзницей, близким человеком, учится быть гибкой и терпеливой. Она умеет слушать и слышать, что позволяет Талапу почувствовать свою силу, уверенность. И он со временем перешагивает через многолетнюю обиду к отцу. В мыслях и чувствах отца также происходят положительные сдвиги.

Образ легендарного героя Аяза (Бауыржана Момышулы) выписан противоречиво. Он предстает перед нами неоднозначным, очень сложным человеком. Жесткость, эгоизм, категоричность и одновременно доброта, широкое мышление и внутренняя свобода. Военный человек, забывший, что такое семья и родственные связи, и от этого глубоко страдающий. Гюзаль шаг за шагом создает вокруг себя тепло, уют, пространство любви и заботы.

Зейнеп Ахметова серьезно повлияла на творчество мужа, особенно переводческое. Она носительница традиционного казахского менталитета, духовности, мифологического начала, до тонкостей знает казахский язык, понимая его глубинные смысловые особенности. Она родилась и выросла в Синьцзяне (КНР) среди казахов, которые сохранили природный казахский язык, незамутненный заимствованиями и всевозможными клише. Она впитала множество обычаев, пословиц, поговорок, старинных примет, табу, верований и суеверий. Зейнеп — это ходячий казахский, быть может, и тюркский фольклор. Обладая живой и цепкой памятью, острой наблюдательностью, она составила свой литературный портрет Бауыржана Момышулы. Смотрела на него глазами келин (невестки) и написала книгу «Шуақты күндер» в 1980 году.

«Я прошла жесткую академию ата. Он был строгим, но справедливым. Каждая беседа с ним была ценной для меня. Я старалась не только запоминать, но и записывать. И, чувствуя сегодня уважение народа к себе, понимаю, что его уроки не прошли даром», — отмечает писательница.

Романтики революции XX века Че Гевара и Фидель Кастро назвали своим любимым героем неукротимого старшего лейтенанта Бауыржана Момышулы. Во многом его непокорный характер, смелость и резкость суждений определили, что представления на звание Героя Советского Союза не однажды клали под сукно. И только в 1990 году благодаря усилиям Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева Михаил Горбачев подписал Указ о присвоении Бауыржану Момышулы звания Героя Советского Союза (посмертно). Вручение Президентом Казахстана награды сыну героя произошло спустя восемь лет после смерти самого батыра и через 45 лет после окончания Великой Отечественной войны.

Известный казахстанский режиссер Акан Сатаев в 2013 году создал художественный четырехсерийный телефильм «Бауыржан Момышулы» по книге Александра Бека «Волоколамское шоссе» и самого Момышулы «За нами Москва». Зейнеп Ахметова пожелала успехов съемочной группе: «Мне хотелось, чтобы молодежь обязательно посмотрела этот фильм. Слова «честь», «гордость», «патриотизм» для ата были самыми главными понятиями в жизни. Сейчас нам особенно необходимы такие фильмы, потому что мы пытаемся подражать то Западу, то Востоку, при этом забывая, что у нас есть свои герои».

Еркебулан Дайыров, 28-летний актер академического театра драмы имени Ауэзова, за роль Бауыржана Момышулы награжден медалью «Намыс».

Бахытжан Момышулы скончался 9 декабря 2012 года на 71-м году жизни. Семья получила телеграммы с выражением соболезнования, подписанные десятками известных писателей Казахстана и стран СНГ. Писателя Бахытжана Момышулы похоронили на Кенсайском кладбище, рядом с отцом.

Ольга КОЖЕМЯК,
Экибастуз