Умелые руки

Осколки обретают вторую жизнь

В заботливых руках реставраторов обретают вторую жизнь уникальные вещи, имеющие вековую историю. Арсенал «лекаря» — медицинский скальпель, воск, гипс, клей ПВА, бумажный скотч, фен и… огромное желание сохранить раритет. Людей этой редкой профессии называют хранителями времени. Они каждый день соприкасаются с прошлым, возвращают его к жизни для нас и наших потомков. 

Гульнар Нурмаганбетова — настоящий мастер своего дела, профессионал. В 1988 году окончила Алма-Атинское художественное училище имени Н. Гоголя, где обрела специальность мастера по росписи, в 2006 году получила второе образование художника-бутафора, отучившись на факультете изобразительного искусства и черчения Казахского национального педагогического университета имени Абая.

Работала по специальности в областном драматическом театре, занималась реставрационными работами в общественном фонде «Өлкетану», где вместе с известной в городе художницей Рахат Сапаралиевой и другими коллегами изготовила макет древнего Тараза и расписывала стены восточной бани Кали Юнуса XIX века. Серьезные реставрационные работы начались, когда Гульнар пришла работать в выставочный зал Жамбылского областного историко-краеведческого музея.

Восстановление керамики — это сложный и трудоемкий процесс. Старинные изделия имеют не только художественную, но и историческую ценность.

— В течение прошлого года было отреставрировано 130 единиц керамической посуды — это работы гончарных мастеров начиная с VII по XVIII век, — рассказывает Гульнар Нурмаганбетова. — Изделия были обнаружены археологами при раскопках городищ Нижний Барысхан, Торткуль, в районе бывшего центрального рынка. Хочу заметить, что памятники истории, находящиеся на глубине трех метров и ниже, сохранились намного лучше, чем те, которые залегали на глубине одного метра.

Наши предки, как могли, облагораживали изделие: наносили орнаменты, а позже глазурь. Задача реставратора — придать артефакту первозданный вид.

Оказалось, что мастера берутся за работу только тогда, когда в целости 50 процентов изделия. Я беру в руки керамический сосуд VII века. Время бережно сохранило не только сосуд, но сажу от костра, на котором наши далекие предки готовили пищу.

По словам художника, первый этап, предшествующий реставрационным работам, — это удаление загрязнений. Химические препараты категорически запрещены, так как они могут повредить поверхность изделия. Сутки уходят на просушку, а затем начинается главное… Осколки складывают как пазлы, склеивают их при помощи бумажного скотча, а затем гипсовый раствор мешают с клеем и придают изделию нужную форму. Насколько долгим будет процесс, зависит от степени разрушения изделия. Восстановленный фрагмент не тонируется, не красится и не лакируется.

Помимо реставрации керамических изделий Гульнар Нурмаганбетовой приходилось реставрировать и полотна выдающихся художников — 10 работ Леонида Брюммера и «Портрет народной артистки СССР Хадиши Букеевой» кисти Гульфайрус Исмаиловой.

Сауле СЕЙДАХМЕТОВА