Время светлых перспектив

Джамбул имел шансы стать центром автомобилестроения

 

Газета «Знамя труда» продолжает рассказывать читателям о становлении независимости Казахстана. 1992 год можно назвать знаменательным в истории области. Конечно, жамбылцы уже ощутили на себе трудности переходного периода. Однако именно в это время начали открываться первые производственные кооперативы, что стало точкой отсчета в развитии предпринимательской сферы нашего региона.

 

Год 1992-й

 

В февральских номерах «Знамёнки» обращает на себя внимание рубрика «Цены прошедшего дня». Из нее можно узнать, что, к примеру, 1 февраля 92-го года говядина в госторговле стоила 46 рублей 20 копеек, а на рынке — 50 рублей. Разница вроде бы небольшая, но люди среднего поколения помнят, какое качество продуктов было в магазинах.

В номере за 10 марта привлекает внимание заметка «Будет своя черепица».

«Выпущена первая пробная партия цементно-песчаной черепицы и тротуарной плитки в производственном цехе Джамбулского гидромелиоративно-строительного института, — пишет автор заметки А. Исеев. — Изготовление черепицы и тротуарных плиток производится на специальных механизированных установках методом вибропрессования с последующей термовлажностной обработкой изделий… Смонтирована машина и для изготовления кирпича.

Новые установки и технология производства стройматериалов из цемента и песка разработаны Московским «Нечерноземпроектцентром», инженеры которого А. В. Шевелев и М. Ф. Фоняев выполнили монтажные и пусконаладочные работы. Технический надзор и руководство подготовкой оборудования осуществляет кандидат технических наук ДГМСИ М. Т. Жуганисов».

Целый блок материалов в 1992 году «Знамёнка» посвящает жизнедеятельности Жанатаса. Так, 1 мая опубликован материал под названием «Новоселье в светлом доме», где рассказывается об открытии нового детского сада в горняцком городе. «В наше время, когда больше разрушают и закрывают, нежели строят и создают, строительство и открытие нового объекта, тем более такого, как детский садик, можно считать событием знаменательным и приятным, — пишет корреспондент «Знамёнки» К. Утев. — На днях такое событие произошло в колледже Жанатасского ремонтно-механического завода. Хозяйственным способом старое, полуразрушенное здание было перестроено и переоборудовано в отличный детский садик на 180 мест… Немалые средства, затраченные на строительство и оборудование детского садика, коллектив РМЗ заработал, имея достаточную прибыль от производственной деятельности, благодаря продуманному и умелому вхождению коллектива в рыночные отношения».

В июне и июле газета пишет о буднях полеводов и хлеборобов. Вести с полей соседствуют с информациями о политической обстановке в стране. Но судьба урожая остается наиболее важной темой, так как плановая экономика имеет большое значение. В номере за 15 августа из заметки «Осталось 9000 тонн» мы узнаем, что «… до выполнения госзаказа осталось засыпать в закрома Республики Казахстан 9.000 тонн зерна». В 1992 году Меркенский район выполнил госзаказ на 106 процентов, Чуйский — на 104 процента, Луговской — на 103. «По области уже засыпано в закрома Республики Казахстан 251 тысяча тонн ячменя и пшеницы. Госзаказ выполнен на 96 процентов» — рапортует «Знамёнка».

Через несколько дней, 19 августа, весь юг Казахстана накрыла волна мощного землетрясения. Корреспонденты «Знамени труда» стараются лично оценить масштабы разрушений в областном центре и погасить панику среди населения. Нужно сказать, им это хорошо удается, а в газете появляется добротный репортаж с места событий, подготовленный Владимиром Стебелевым.

«Редакция областной газеты «Знамя труда» приносит извинения своим читателям за невыход газеты по графику в четверг 20 августа. Руководство областной типографии полностью выполнило предписание штаба гражданской обороны, связанное с землетрясением, произошедшим в среду, 19 августа, о немедленном отключении электроэнергии, а значит, и остановке работы предприятий… К сказанному добавим, что работники редакции с первых же минут землетрясения уже находились там, где сочли быть нужным в нелегкие часы ожидания повторного толчка», — говорится в нем.

Экономические и природные потрясения не мешали в то время думать о будущем, строить планы и искать инвесторов для осуществления проектов, которые могут укрепить производственный потенциал области.

К примеру, в нашей области в 1992 году была предпринята попытка наладить производство автомобилей. Об этом рассказывается в статье Геннадия Побежимова «Будет джамбулский автомобиль?», опубликованной в «Знамени труда» 21 ноября: «Позавчера областную базу облагропромтехники посетили руководители области. И разговор шел — ни много ни мало — о производстве автомашин в Джамбуле. А предыстория такова. В апреле по заданию главы областной администрации У. Байгельдиева председатель облагропромтехники О. Тлеубаев, другие работники поехали в США для изучения вопроса орошаемого земледелия, наполнения сельскохозяйственного производства области оборудованием, техникой, а главное — технологиями. Первая поездка оказалась плодотворной. За ней последовала вторая, уже для подписания протокола намерения с фирмой «Конверти», которая в городе-побратиме Фресно производит легковые и грузовые автомобили… Фирма «Конверти» готова поставлять в Джамбул все комплектующие, вплоть до мелких гаек и болтов, и здесь собирать готовую машину. Сборку же можно делать на Михайловском и Ассинском ремпредприятиях облагропромтехники, на Луговском ремонтно-механическом заводе, на Джамбулском заводе «Запчасть».

А из заметки, опубликованной в номере за 2 декабря 1992 года, мы узнали, что в Джамбуле даже производились мужские наручные часы. Их сборку наладили на опытно-механическом заводе совместно с малым предприятием «Тянь-Шань».

«Все началось с установления производственных контактов с Петрозаводским часовым заводом Санкт-Петербурга, — говорится в заметке. — На опытно-механический завод поступают часовые механизмы. У нас местные мастера изготавливают соответствующие циферблаты, выполняется сборка всех деталей. Готовая продукция отправляется заказчикам Алма-Аты и другим потребителям».

16 декабря 1992 года страна отмечала годовщину независимости. Тогда праздник назывался Днем Республики, но это нисколько не умаляло стремление Казахстана стать самостоятельным демократическим государством.

Людмила МЕЛЬНИК, фото автора