Задержка в пути

Автотрасса ждёт организаторов сервиса

Акимат Жамбылской области готовится отозвать ряд лицензий на строительство придорожных сервисных комплексов. 

Жамбылцы с нетерпением ждали ввода в эксплуатацию международной автомобильной трассы Западная Европа — Западный Китай. Кроме того, что хотелось ездить по качественной дороге, душу грела надежда, что транзитный поток оживит экономику области.

Для этого еще три года назад акимат Жамбылской области заказал эскизные проекты сервисных центров категорий В и С. Два года назад земельные участки вдоль трассы стали передавать компаниям, выразившим желание вести это строительство. Ожидалось, что появится девять сервисных комплексов в пяти районах: Жуалынском, Байзакском, Т. Рыскулова, Меркенском и Кордайском.

На сегодняшний день, судя по информации заместителя руководителя управления предпринимательства и инновационно-индустриального развития области Армана Нуракына, из запланированных проектов реализован только один в Байзакском районе.

Сложившаяся ситуация обсуждалась на совещании у заместителя акима области Тимура Жанке с участием застройщиков и представителей государственных структур. Предпринимателям, взявшимся за реализацию проектов придорожного сервиса, дали возможность рассказать о препонах, мешающих строительству. В результате выяснилось, что часть проектов хоть и медленно, но все-таки продвигается.

Идет подготовка документации на строительство инфраструктуры и самих объектов сервиса. Меньше проблем у тех, кто вкладывает в комплексы собственные средства. Предприниматели, обратившиеся в банки, пожаловались, что очень много времени уходит на ожидание решения. Например, предпринимателю из Кордайского района Омирали Тухиеву отказали в выдаче кредита после полугода рассмотрения запроса.

— В самом отказе нет трагедии. Мы обратимся в другой банк, залоговое имущество у нас имеется, но целых полгода потеряно, — посетовал предприниматель. — Нет гарантии, что и следующий банк не протянет время.

Тем временем, пока официально «уполномоченные» предприятия борются с проблемами, между ними и их потенциальными конкурентами намечается строительная коллизия. Дело в том, что крестьянские хозяйства, расположенные вдоль трассы, начали одно за другим менять целевое назначение своих участков, переводя из разряда сельскохозяйственных в коммерческие. Затем кто-то участки продает, а кто-то сам собирается строить заправки, кемпинги, магазины. В результате создается высокая конкуренция, которая, вопреки традиционному мнению, отнюдь не во благо потребителю.

Существует порог цен, ниже которого услуги не могут дешеветь. Дойдя до этого порога, прибыль начинают извлекать снижением качества. Есть еще другой вариант. Чтобы не терять прибыль, предприниматели перестают конкурировать и начинают договариваться держать одинаковые цены. Кстати, оба этих варианта знакомы тем, кому приходилось когда-либо останавливаться у многочисленных забегаловок на станции Акшолак: цены были одинаково низкими, ниже некуда, как и качество услуг, которое никакая конкуренция не могла заставить улучшить.

По словам руководителя отдела управления предпринимательства и инновационно-индустриального развития Меруерт Сергеевой, по стандарту сервисные комплексы должны располагаться на расстоянии 50 километров друг от друга. Однако, как отметил Т. Жанке, акимат не может запретить предпринимателю организовывать бизнес по своему желанию, единственное требование, которое может предъявить исполнительная власть, — равное соблюдение стандартов для всех предпринимателей.

В связи с этим Т. Жанке попросил Жамбылский филиал АО «НК «ҚазАвтоЖол» подготовить список объектов, где допущены нарушения при организации съездов с трассы и возникает опасность для участников дорожного движения.

После рассмотрения проблем, по которым акимат может помочь, было принято решение по тем объектам, владельцы которых сами затягивают строительство. По двум проектам дано поручение подготовить документы для отзыва лицензии.

Айгуль МАХМУДОВА,
Виктор БАРБАШ (фото)