Жить, а не доживать

При доме-интернате для престарелых и инвалидов № 1 открыт дневной стационар

У каждого из них в прошлом была своя семья, любимая работа, а  теперь их объединяет одинокая старость под общей казенной крышей.

 

Лечитесь на здоровье

О том, что с недавних пор в интернате открыт дневной стационар для ветеранов труда, где лечение могут пройти «домашние» пенсионеры и инвалиды, мы узнали из письма в редакцию ветерана Великой Отечественной войны, нашей постоянной читательницы Александры Сергеевны Кичигиной. Надо отметить, что отделение больше напоминает дом отдыха, чем лечебное учреждение. Вход сюда закрыт только больным туберкулезом в активной стадии процесса, психически нездоровым, страдающим венерическими заболеваниями и СПИДом. Из областного бюджета только на питание выделено более двух миллионов тенге, на медикаменты — 178 тысяч, а значит, у каждого — отдельная палата, бесплатные лечение и четырехразовое питание. Редко кто хочет возвращаться домой — остаются на ночь. Одним из первых пациентов стала инвалид второй группы, ветеран труда, многодетная мама Гаухар Бейсенова:

— Замечательно, что на базе интерната открылось это отделение. Здесь такое лечение, обслуживание и питание, которых я в лучших больницах не видела. Медсестры, санитарки, врачи обращаются со мной, как с важной персоной. Все такие вежливые, я порой даже теряюсь. Лечат замечательно. С удовольствием прохожу такие процедуры, как лечебная гимнастика, массаж, электрофорез и другое. Даже на Новый год домой не поехала, здесь встречала. Я и подопечным говорю, что живут они здесь, как в раю, — уверенно заявляет Гаухар-апа.

 

Осенний марафон

— Они наши дети, а мы — мамы. Переносим их капризы, вытираем слезы, терпеливо выслушиваем. У каждого нашего старика за спиной большая и трудная жизнь, накопившиеся за долгие годы обиды на людей, на судьбу. Равнодушный человек у нас долго работать не сможет. Более тридцати лет заботятся о пожилых людях Биби Лакова, Людмила Мурзахметова, Патшакуль Амзеева, — говорит заместитель директора дома-интерната для престарелых и инвалидов № 1 Лариса Шабалина.

У стариков, как оказалось, есть свои обязательства — строгое соблюдение дресс-кода. В столовую, на прогулку, в город дамы выходят в нарядах, а чисто выбритые кавалеры — в костюмах: растянутые на коленях трико и домашние халаты — под строжайшим запретом. Возможно,
поэтому здесь сыграли не одну свадьбу.

Лидия Рузанова и Смагул Нугреев пять лет как живут вместе, не расстаются с друг другом и на полчаса. В день получения пенсии он ее балует дорогими шоколадными конфетами, не разрешает поднимать тяжести, выполняет все ее капризы.

— Уступчивый, заботливый, добрый. Послал мне Бог на старости лет счастье, — улыбается баба Лида, глядя на своего мужа.

Светлана Боровкова и Николай Лонго свои одинокие судьбы соединили 14 лет тому назад. У нее дочь уехала за границу, а дом сгорел на пожаре, на восстановление которого 15 лет назад денег не было. Пережила инсульт, но не сдалась болезни. На голове — роскошный парик, на шее кокетливо повязана косыночка, вся ухоженная — хоть сейчас в театр. Николай Харлампиевич — человек серьезный и обстоятельный, заявил сразу:

— Мы — коренные жамбылцы, здесь родились, крестились, пусть тут нас и похоронят.

Оказалось, что его семья уехала на ПМЖ в Россию, а он остался. Удивительная пара. Она была рядом, когда он ослеп, и благодаря ее любви и терпению  он сейчас видит, теперь он заботится о своей Светочке, перенесшей инсульт. Вспоминает, какой она готовила замечательный бесбармак с казы-карта и вкуснейший куырдак.

Те, у кого не сложилась личная жизнь, заняты, кто по хозяйству, а кто — творчеством. По словам Л. Шабалиной, Иван Гельмарт, Владимир Шилов, Павел Безруков, Тамара Гневашова и Евгения Леонтян не могут сидеть без дела. Кто деревья сажает, кто клумбу разобьет, кто кустарники подрезает, а вот Анатолий Петрович Леснов занимается тем, что создает удивительные статуэтки из корней деревьев. Комната превращена в мастерскую, на столе энциклопедия «Живой мир», а в фойе — выставка его работ.

 

Топ-топ, топает старик…

Многолетняя головная боль 147 престарелых и инвалидов, 124 работников интерната плюс больных, проходящих лечение в дневном стационаре, — отсутствие остановки вблизи учреждения. Чтобы попасть на базар, в собес, поликлинику или аптеку, немощные старики до ближайшей остановки «Лермонтова» добираются примерно час. Зимой — гололед, а вдоль дороги и тротуаров нет. Когда-то здесь ходили автобусы маршрутов 070, 071, 056, но из-за нерентабельности их отменили. Недалеко проезжают маршруты 41, 15, 04, которые бы могли сделать крюк в сторону интерната, но пока пенсионерам никто помогать не хочет.

Вторая проблема — вырубка сухостоя. 18 тополей, давно забывшие, что такое зеленая листва, рядком выстроились по периметру забора. Сильный порыв ветра, и — прощай ограждение, электролиния и телефонная связь, для восстановления которых понадобятся немалые деньги и время. По словам директора интерната Жортая Мамыралиева, 1 сентября на имя акима города господина Орынбекова было отправлено письмо с просьбой дать задание «Жасыл Таразу» срубить деревья, второе письмо по тому же адресу ушло 29 ноября. Прошло четыре с половиной месяца — ни ответа, ни лесорубов с топорами.

 

Здравствуй, баба Феня!

Дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1 существует с 1970 года. Сколько несчастных одиноких судеб видели стены за сорок с небольшим лет. Печально, когда пожилые люди, потупив от стыда за своих детей потухшие от горя глаза, стараются выгородить отпрысков. Трудно поверить в то, что для сына или дочери ты стал обузой. А те, кто бросил своих родителей на попечение государства, как по расписанию, раз в месяц, навещают своих «предков» в день …получения пенсии. До чего бывает бескорыстной родительская любовь. Оставив потомкам свои дома, свое сердце и душу, они готовы отдать свою жизнь, да кому она нужна?..

Пути Господни неисповедимы. Кто бы мог подумать, что в одной из комнат я увижу такое знакомое с детства лицо. Баба Феня — уборщица нашей школы. Она любила детей, разрешала нам бегать по коридору на перемене, вытирала чистой тряпочкой грязь с ботинок малышей. Через год она справит свой вековой юбилей. Сейчас ей 99 лет, пережила мужа, детей. Маленькая, щуплая, до боли беззащитная, с теплотой вспоминала всех тех, кто когда-то ей в жизни помогал. Светлая душой баба Феня, помнящая только хорошее, и все, все старики, пережившие на своем веку много испытаний, даже предательство родных детей, держитесь! Да хранит вас Бог!

 Сауле СЕЙДАХМЕТОВА

врачидневной стационармедсестрысанитарки