The news is by your side.

Арифметика успеха

Опыт ТарГПИ как путь к созданию университета мирового уровня

Опыт существования стран убеждает нас в том, что без адекватного высшего образования, создающего критическую массу квалифицированных и образованных людей, ни одно государство мира не в состоянии обеспечить реального устойчивого развития. 

У каждого века, каждой эпохи есть своя специфика. Современный век — век образованных людей. А важнейшая стратегия государства — это воспитание граждан с соответствующим времени сознанием и мировоззрением. Великий популяризатор науки Сергей Капица отмечал, что образование — это индустрия, направленная в будущее. Высшее образование, история которого насчитывает более тысячи лет, переживало тяжелые моменты, но, несмотря на это, оно убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность и способность к изменениям, к содействию преобразованиям и прогрессу в обществе.

Залогом успеха всех ведущих стран мира является экономика, построенная на знаниях. Именно поэтому образование должно стать ключевым элементом инновационного развития нашей страны, элементом глобальной конкуренции, одной из наиболее важных жизненных ценностей. Для обеспечения конкурентоспособного образования необходимо его постоянное и всестороннее совершенствование. Внутренний потенциал системы образования третьего тысячелетия должен основываться на новых моделях образовательных учреждений и новой парадигме, в основе которой должно быть понимание, что образование — клад, а труд — ключ к нему. Необходимость модернизации педагогического образования вызвана веянием времени и определяется внутренними закономерностями. Это обусловлено тем, что основная масса будущих специалистов — сегодняшние ученики, в которых необходимо развивать творческие способности, формировать критическое мышление, активную гражданскую позицию и высокий дух патриотизма.

Всеобщая цель высшего образования — развитие навыков критического, аналитического и независимого мышления у студентов и обучение применению этих навыков для решения проблем в своей области. В условиях глобализации общества одной из сложных и важнейших задач современного образования является научить студентов умению жить и успешно работать в завтрашнем дне. Базисом решения данной проблемы выступает средняя и высшая школа.

В условиях модернизации системы образования и ее интеграции в мировое образовательное пространство очень важно учитывать зарубежную практику высшего образования. Наш вуз работает над формированием собственного бренда, в котором сочетаются преимущества национальной системы образования и лучшие традиции мировой образовательной практики. Для этого необходимо продуманное стратегическое планирование, которое позволит ответить на вопрос: где мы хотим быть завтра? Стратегическое планирование требует разработки видения, арифметики успеха — какими мы видим себя в будущем?

В этом плане очень важным и крайне необходимым является изучение опыта наиболее успешных зарубежных университетов мирового класса. ТарГПИ активно использует опыт таких вузов, как Национальный университет Сингапура, университет Беркли (Калифорния), Назарбаев Университет, университет Дьюка, университет Пенсильвании и других.

В текущем году в рамках республиканской программы подготовки лидеров высшего образования вузов РК, организованной Назарбаев Университетом, группа из ТарГПИ проходила повышение квалификации в Сингапуре. Обучение проводилось в школе государственной политики Lee Kuan Yew при Национальном университете Сингапура. Программа носила учебно-познавательный характер, основной целью которой было изучение опыта системы высшего образования Сингапура в области корпоративного управления университетами, баланса автономии и подотчетности, академической политики вузов, стратегического планирования и финансирования в образовании.

Долгосрочным подходом к обучению является образование в рамках перемен, которое направлено на то, чтобы дать навыки жить завтра, менять мир, менять себя, полученные знания направлять на нужды страны. Вузы, будучи автономными, могут планировать собственное развитие, следовать новым достижениям передового опыта в образовании, исследованиях и предоставлении услуг, получая существенное финансирование. Мы должны ориентироваться на эти лучшие традиции, но при этом важно учитывать национальные, экономические и социальные особенности нашей страны. Следует отметить, что нельзя просто скопировать и внедрить у себя зарубежную систему образования. Необходимо развивать креативное мышление профессорско-преподавательского состава, меняя старую систему, и на основе национальных особенностей прививать новые тенденции, направленные на улучшение образовательного процесса, где упор должен быть на качество образования. А для этого необходимо, чтобы одновременно существовали три следующих компонента: осознание имеющихся в работе недостатков, владение передовыми методиками и мотивация к совершенствованию своей работы.

Построить успешный вуз — это долгосрочная задача нашего вуза, которая даст плоды в будущем. Важно иметь в виду то, что вуз включает в себя и здания, и студентов, и абитуриентов, и выпускников, и рабочий персонал, и исследовательские центры, и библиотеки. Успех заключается в совершенстве всех составляющих частей и достижении гармонии между ними. Признанный исследователь в области высшего образования Джамиль Салми выделяет три фактора успешного вуза: высокую концентрацию талантов (преподавателей и студентов); большие ресурсы; систему эффективного управления, направленную на развитие лидерских качеств, стратегическое планирование, инновацию.

Формула успеха деятельности ТарГПИ основана на трех компонентах: интернационализация вуза, стремление к академической свободе, интеграция науки и образования. Свой успех наш вуз видит в демократичной системе управления, открытой площадке для исследований, сильном преподавательском составе и стабильном социально-психологическом климате. Человеческие ресурсы — основной компонент успеха, он представляет собой объединенные вместе интеллект, навыки и специальные знания, которые придают вузу отличительный характер, при этом люди — это те элементы, которые способны учиться, изменяться, вводить новое и создавать дух творчества. Мы стремимся от хорошего к великолепному. Высокая исследовательская среда необходима для привлечения в вуз лидирующих и сильных ученых, которые в свою очередь будут притягивать сильных студентов. Поэтому важным становится оценивание деятельности профессорско-преподавательского состава. В этом году впервые в экспериментальном режиме введена новая оценка, определяющая уровень профессиональной компетентности преподавателей. Отсюда следует дифференцированная оплата, которая будет способствовать созданию открытой креативной среды и стимулированию лучших преподавателей.

В целях повышения престижа института необходимо создание соответствующего бренда педагогического вуза, формирование которого основано на привлечении большего количества иностранных студентов и зарубежных профессоров. Наши педагоги активно используют возможности по обмену опытом, проведению научных исследований, стажировок за рубежом.

В рамках академической мобильности был приглашен директор центра современной педагогики «Образование без границ» профессор Г. А. Рудик из Канады для обучения инновационной деятельности и менеджмента знаний в вузе. В рамках меморандума о сотрудничестве между ТарГПИ, управлением образования, центром современной педагогики (Монреаль, Канада) и акиматом Жамбылской области планируется осуществление проекта функциональной грамотности, то есть развитие в общеобразовательных учреждениях инновационных процессов, связанных с освоением новых, компетентностно ориентированных педагогических и управленческих технологий. Проект актуален с точки зрения основных приоритетов государственной политики РК по модернизации казахстанского образования, значим и результативен в системе работы школы по формированию профессиональной компетентности современного учителя.

В ТарГПИ на базе регионального центра повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров действуют курсы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ по кембриджской системе обучения. По специальной программе, сочетающей очное обучение и обучение в режиме онлайн, учителям читают лекции преподаватели института (Лаура Макулова, Мира Сарсембаева, Гульжан Макаш-кулова и Айдана Шилибекова), прошедшие тренерские курсы в центре педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Стратегическим партнером АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и центра педагогического мастерства по разработке образовательной программы выступил международный экзаменационный совет университета Кембридж.

Образовательная программа курса сформирована из нескольких тематических модулей: новые педагогические технологии в образовании, критическое мышление, критериальное оценивание учебных достижений учащихся, менеджмент в среднем образовании и обучение в условиях перехода на 12-летнее обучение, современные технологии работы с одаренными детьми и психолого-педагогические особенности преподавания в конкретных возрастных группах школьников.

ТарГПИ в настоящее время стремится перейти в автономный режим. Для успешной деятельности и достижения высокой степени конкурентоспособности вуза на рынке образования в условиях автономии необходимо формирование компетентного попечительского совета, основные функции которого — оказание содействия в разработке образовательных программ для профессионального высшего образования с учетом требований работодателей, предъявляемых к выпускникам при выходе на работу, привлечение финансовых средств для совершенствования образовательных услуг, участие в разработке стратегического планирования, решение социальных вопросов, приглашение к сотрудничеству зарубежных профессоров и стейкхолдеров.

Важным направлением в процессе модернизации выступает создание кластеров, то есть взаимосвязанных объединений учреждений разного уровня, от начального до высшего образования, и различных организаций. Их координированная деятельность позволит не только эффективно, с использованием инновационных образовательных технологий, реализовывать программы, но и проводить исследования по приоритетным направлениям развития науки и техники. Работа одного из таких кластеров осуществляется в экспериментальном режиме в Жамбылской области на базе ТарГПИ — школа для одаренных детей «Дарын» — инновационные детские сады и мини-центры. Реализуются основополагающие принципы: единый учебный, научный и инновационный процесс, непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь программ различных уровней, в том числе с целью сокращения сроков их освоения; организационное, учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между всеми подразделениями кластера.

Тесные эффективные связи между педагогическим образованием и академической наукой необходимы прежде всего для подготовки специалиста нового типа, способного работать в условиях становления наукоемкой экономики, ориентированного на приобретение знаний в течение всей жизни. С этой целью в ТарГПИ функционирует представительство Национальной академии наук РК в Жамбылской области. Осуществляется работа еще одного кластера: Таразский государственный педагогический институт — Институт археологии МОН РК — ТОО «Археологическая экспертиза» при поддержке акимата Жамбылской области в области археологического исследования истории древнего Тараза. Основными приоритетными направлениями являются научные археологические исследования, их практическая реализация и обмен археологическими данными.

В настоящее время реализуется работа кластера ТарГПИ — Назарбаев Университет — Павлодарский государственный педагогический институт, направленного на повышение квалификации преподавателей и стажировки их в вузах Англии.

Таким образом, чтобы идти в ногу со временем, необходимо быть исследовательским институтом. Для этого нужен постепенный переход, который основан на первоочередных и долгосрочных задачах, фокусируемых на педагогической специфике. Нашей основной целью является создание вуза инновационного типа, стремление к интеграции образования и педагогической науки, к установлению тесной связи научных исследований педагогов и студентов с потребностями общества на основе совершенствования образовательных и информационных технологий, быть региональным педагогическим университетом с коллегиальной формой управления. Основной слоган, которым мы сегодня руководствуемся, — «Думать, планировать, делать». Поэтому наш вуз не только вписался в сегодняшние реалии, он во всех сферах своей деятельности задает тон.

Дария КОЖАМЖАРОВА,
ректор ТарГПИ, член-корреспондент НАН РК,
доктор исторических наук, профессор

 

Наша справка

Согласно рейтингу педвузов, составленному Независимым казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании, Таразский государственный педагогический институт занял почетное пятое место после Казахского национального педагогического университета имени Абая, Казахского государственного женского педагогического университета, Павлодарского и Костанайского государственных педагогических институтов.

Комментарии закрыты.