The news is by your side.

Батыр Бауыржан. Мужество и труд героя неоценимы

Мужество и труд героя неоценимы

Как море состоит из капель воды, так и любое общество, каждый народ также состоит из индивидуумов. Характер, качества, честь и совесть личностей — все это формирует самобытный дух нации. Вот почему у каждой нации есть неповторимые качества. Когда в обществе есть высокие духом личности, то и созидательность народа высока.

В момент, когда решалась судьба нации, когда над нею сгущались тучи, честные сыновья, вскормленные ее священным молоком, принимали на себя главный удар. Так смутное трудное время рождало сильных духом людей. Когда жизнь и смерть вступали в жестокую схватку, когда наступал час испытаний, на арену выходили военачальники и батыры, которые не давали народу пасть духом, поднимали его на отпор врагу. Народ шел вслед за своими батырами. Последователем таких военачальников, наследником тех батыров является Бауыржан Момышулы, который родился в неспокойное время и закалился в кровавых сражениях. Батыр Бауыржан своими неповторимыми подвигами во время вой­ны вдохнул вторую жизнь в казахский народ, подавленный массовыми гонениями, объятый страхом из-за пережитых кровавых побоищ. Лишившийся лучших сыновей и предводителей народ, как подбитая птица, в очередной раз терял надежду вновь подняться с колен. Но тут засияла звезда батыра Бауыржана, в лице которого изнемогавшие казахи увидели силу и могущество Кабанбая и Богенбая, Наурызбая и Махамбета.

Если оценивать события с этой точки зрения, пожар войны хоть и принес нашему народу страшные бедствия, но он же послужил причиной воскрешения нацио­нального духа, угасающего после кровавого тридцать седьмого. Пример отважно сражавшихся на кровавом фронте сотен казахских жигитов, таких, как Малик и Толеген, Нуркен и Талгат, Касым и Рахымжан приободрил людей. Так вновь пробудился погружающийся в летаргию дух обессилевшего народа. Стала укрепляться надежда на завтрашний день. Караван жизни пришел в движение. Многие вернувшиеся с войны фронтовики сменили оружие на карандаш и привнесли в национальные литературу и культуру свежую струю. Никто в то время не смел ударить по рукам воинов, вернувшихся с победой. А это, в свою очередь, в годы оттепели открыло дорогу в литературу для новых поколений писателей. Славная плеяда военных писателей также создала возможности для возрождения духа Алаша. С годами наш национальный дух только крепчал, благодаря чему мы стали независимым государством.

Здесь, конечно, нужно отметить неоценимые мужество и труд батыра Бауыржана, который словом и делом подстегивал самолюбие нации, призывал к пробуждению. За беззаветную любовь к своему народу он заслуженно стал кумиром для казахстанцев. Тому примером могут служить искренние слова Малика Габдуллина, написанные им на фронте 15 сентября 1942 года: «Если бы я был писателем или поэтом, то превратил бы голубой свод в бумагу, а синее море в чернила и написал бы эпопею «Батыр Бауыржан».

Следуя его желанию, я решил озаглавить свою статью «Батыр Бауыржан».

Грамоте Бауыржана научил его отец мулла. А затем, знакомясь с взглядами алашевцев, он получил новые знания и проникся их идеями. Например, один из первых его учителей Сыдык Абланов получил образование в медресе «Хусаиние» — знаменитой джадитской школе, в которой преподавали ученые-просветители тюрков-мусульман (жәдит — джадит — новое направление в сфере мусульманского образования, имевшее место в конце XIX — начале XX века в культурной жизни народов Поволжья, Северного Кавказа, Туркестана, Казахстана — Прим. автора). Бауке своего учителя тепло вспоминает в автобиографическом романе «Наша семья». Наряду с этим он по подсказке отца рано начинает знакомиться с трудами лидеров «Алаша» Алихана Бокейханова, Ахмета Байтурсы­нова, Миржакыпа Дулато­ва, Магжана Жумабаева, Жусипбека Аймауытова, многие произведения которых выучил наизусть. Бауке часто вспоминал стихи Миржакыпа Дулатова, в которых автор призывает народ к единению и к труду. Сам писал стихи, подражая стилю Магжана. Даже в кровавые годы репрессий, когда на имена алашевцев был наложен запрет, Бауыржан считал их своими учителями. Сейчас мы понимаем, что с его стороны было большим мужеством на фронте носить с собой книги деятелей «Алаша». Из-за этого в 1942 году его обвинили в национализме и стали придирчиво проверять на лояльность к действующей власти. Только благодаря тому, что в сражениях за Москву имя Бауыржана стало легендарным, власть не посмела его тронуть. Недаром его тогда прозвали «современным Бокейхановым». О высоком мнении Момышулы о лидерах «Алаша» можно понять из его телефонного разговора с Сабитом Мукановым 21 мая 1971 года. Позже эта беседа была изложена на бумаге. Бауке особо выделяет имя Ахмета Байтурсынова как первого казахского классика, а затем очень лестно отзывается о Магжане и Жусипбеке Аймауытове. Он дает высокую оценку поэзии Магжана, Жусипбека называет автором первого казахского Гимна, Миржакыпа Дулатова похвалил как автора первого казахского романа. А затем представился Муканову «современным Дулатовым».

Когда речь идет о наставниках Бауке, мы не можем обойти молчанием имя Ораза Жандосова. Молодой хваткий Бауыржан в бытность секретарем-помощником Жандосова видел деятелей нации и перенял от них лидерские качества. Позже, когда Бауыржану в Московской финансовой академии отказались платить стипендию, он по подсказке отца встретился с Тураром Рыскуловым. Работавший в то время заместителем председателя правительства России Рыскулов внимательно выслушал молодого человека, приехавшего из аула, расспросил о том, как живет народ, а затем добился, чтобы Бауыржану платили стипендию как Казахстана, так и России.

В погоне за знаниями Бауыржан поехал в Оренбург. Руководивший учебным заведением соратник Шокая во время формирования Туркестанской автономии Иса Токтыбаев тоже по-отечески опекал молодого человека. Наверное, поэтому Бауке был очень высокого мнения о Мустафе Шокае. Понять и принять правду Мустафы, который, участвуя в кровопролитной войне и вкусив горечь потерь многих фронтовых товарищей, перестал верить односторонней советской пропаганде и ради интересов нации уехал за границу, дорогого стоит. Потому что в то время про Шокая говорили как о прихлебателе фашистов, предателе, создателе Туркестанского легиона. Другим мнениям в советской идеологии не было места. А некоторые газеты поспешили напечатать фотографии Шокая с фашистскими генералами. Несмотря на такую информацию, Бауыржан уважительно относился к Шокаю, хотя не был лично знаком с ним, не читал его трудов. Это свидетельствует о том, что борьба и цели деятелей «Алаша» были близки ему.

В разные годы работавший сельским учителем и финансистом Бауыржан Момышулы руководил и районным отделом милиции. Это было в то печальное время, когда начались массовая конфискация и репрессии. Аксакалы до сих пор вспоминают, как он, не боясь преследований, освобождал из-под ареста невиновных. Во время работы в милиции Бауыржан воочию увидел несправедливость и жестокость, творимые в органах, быстро уволился и больше не приближался к НКВД. Он выбрал военную стезю. Так он оказался в отдаленном уголке большой страны — на Дальнем Востоке. Это решение стало не только поворотным моментом для будущего Бауке, но и сохранило ему жизнь. Дело в том, что он был в натянутых отношениях, вступал в спор с районными неграмотными активистами и некоторыми самодурами, размахивающими партийными дубинами. И если бы он остался в Жуалах, то, вполне возможно, стал бы жертвой кровавого побоища 37-го года. А на Дальнем Востоке такая политическая кампания была не так активна, как в Казахстане.

Начавшаяся война привнесла большие изменения в жизнь Момышулы. Да, он на фронт отправился в числе многих солдат и командиров Красной Армии, но благодаря мужеству и офицерскому таланту вскоре стал узнаваем, о нем заговорили во всех четырех сторонах света. Батыр Бауыржан сражался как прежние поэты-сказители, держа в руках и оружие, и карандаш. После кровавых расправ в 30-е годы численность казахского народа сильно поредела. И в этот момент письма Бауке с фронта заставили национальную интеллигенцию задуматься о будущем народа, стали толчком для движения, как это бывает весной, когда на реках начинается ледоход. Одним из таких документов является известное письмо заведующему отделом пропаганды и агитации Центрального Комитета Компартии (большевиков) Казахстана Мухаметжану Абдыхалыкову, написанное 18 октября 1942 года.

Момышулы не переставал писать письма на родину. Едва выдавалась свободная минута, как он тотчас мысли излагал на бумаге и отправлял вдумчивым людям, для которых судьба народа не была безразлична. В этих письмах в основном речь шла о национальных ценностях. Например, Бауке в письме Есмагамбету Ысмайылову 10 августа 1943 года писал: «Что за бестактность проявляем мы, когда другие воспитывают своих детей на характере, наставлениях, обычаях и традициях предков, а мы скрываем от людей качества, историю, литературу народа, пряча их в архивы?.. Если продолжим в таком же духе еще 10-20 лет, разве не лишимся всех богатств родного языка, не останемся ли мы голыми, и не потребуются ли нам переводчики, чтобы объяснять казахам казахскую историю, литературу, а также другие хорошие качества?»

Известный ученый Есмагамбет Ысмайы­лов 12 декабря 1943 года написал Бауыржану Момышулы: «Я хорошо знаком с вашим письмом о казахской литературе. Затем я услышал о вашем письме товарищу Ондасынову о древних казахских обычаях и традициях и понял, с какой целью вы его написали. В нем изложены мысли человека, который душой болеет за сегодняшнее благополучие и будущее своего народа. Разве можно без радости и восхищения читать такие смелые, справедливые и открытые слова?! Это ведь слова человека решительного, не знающего, что такое подхалимство и лесть…»

Здесь Е. Ысмайылов имеет в виду письмо Бауыржана председателю Совета народных комиссаров Казахской ССР Нуртасу Ондасынову, написанное 18 апреля 1943 года. В этом письме Бауке подробно, по косточкам разобрал роль национальных нравственных ценностей, традиций и обычаев в воспитании в молодежи таких качеств, как мужество, патриотизм.

Похоже, письма, которые Бауке писал в перерывах между боями, заставили Ондасынова проникнуться важностью поднимаемых молодым офицером проб­лем. Об этом свидетельствует одно из писем Е. Ысмайылова Бауыржану, в котором автор пишет, что «прошедшей зимой два-три раза был на приеме у товарища Ондасынова. И каждый раз он говорил о важности возрождения давних казахских традиций и обычаев, их обновления. Я позже узнал, что вы ему подсказали об этом».

В декабре 1943 года Бауыржан вернулся на родину, чтобы долечить полученные на фронте ранения. И с болью обнаружил, что казахская нация находится на грани манкуртства, лишившись родного языка, традиций и обычаев своих дедов. Поэтому он зашел к первому секретарю Центрального Комитета Компартии Казахстана Николаю Скворцову и без оглядки на возможные трения высказал ему все, что наболело на душе. Судя по воспоминаниям писателя, журналиста Мамытбека Калдыбая, на том приеме Бауке требовательным тоном говорил о необходимости возрождения всех традиций и обычаев казахского народа. Только что вернувшийся с кровавого фронта молодой славный офицер, не знающий, что такое боязнь перед кем бы то ни было, не знающий, что такое отступать, гневно говорил первому секретарю: «Необходимо заткнуть рты раболепным активистам, которые нашу прошлую историю мажут черной краской, говоря, что «мы были невежественным, темным народом»! Мы должны создать условия для того, чтобы воспитывать и закалять молодежь в духе национального мужества, то есть на основе знаний и опыта, которые наши предки формировали веками. Мы должны научить молодежь почитать, любить все хорошие традиции народа. Это наша с вами гражданская обязанность. Историческая правда заключается в том, что наши ханы и бии были в свое время покровителями народа, вождями народа. А по мнению раболепных активистов, кто был ханом или бием, тот негодяй. Разве справедливо обвинять их в том, что они не соответствуют взглядам Маркса?»

Бауыржана, который так страстно боролся за возрождение традиций и обычаев казахов, волновала еще одна серьезная проблема — состояние родного языка. Об этой проблеме он в феврале 1944 года написал письмо секретарю ЦК КП(б) Казахстана Мухаметжану Абдыхалыкову. «…О развитии казахского языка на современном этапе я написал статью на двадцати листах. Мухаметжан созвал совещание. Намечено много мероприятий, получился замечательный документ…», — не скрывая радости, он сообщил фронтовому побратиму Курманбеку Сагындыкову. В этих словах выражена его надежда на лучшие перемены.

Во время лечения в Алма-Ате Бауке увидел, в каком плачевном состоянии оказался его родной язык. Позже, вернувшись на фронт, он берет в руки карандаш и не только делится переживаниями по этому поводу, но и вносит конкретные предложения для реанимирования родного языка. В частности, он предлагает такие предложения, которые мы даже сейчас опасаемся высказывать: «Казахский язык стал портиться, искажаться, коверкаться, начиная с 1935-1936 годов. И в этом в первую очередь повинны газеты, радио, писатели, чиновники. Поэтому будет правильным предъявить им обвинения в нанесении вреда казахскому языку и судить их судом истории. Согласно закону, казахский язык в Казахстане должен обладать статусом государственного языка. Поэтому он должен находиться на своем почетном месте. Учитывая, что искажение языка превращается в хроническую болезнь, нужно незамедлительно принять меры по восстановлению его прежней позиции и на деле реализовать это революционными методами. Решение вопроса возрождения казахского языка следует начать с наведения порядка использования языка самими казахами. Поэтому необходимо поднять роль и значение казахского языка в деятельности всех правительственных, научных, учебных, производственных учреждений».

Когда мы говорим о письмах Бауке, невольно вспоминается его переписка с Мухтаром Ауэзовым. Эти письма были полны откровений. Однако, к сожалению, Ауэзов, похоже, уничтожил их, опасаясь чего-то. А может быть, они когда-нибудь найдутся…

Письма батыра с фронта, безусловно, расшевелили казахскую интеллигенцию, однако понятно, что они пришлись не по вкусу руководителям. Поэтому он еще во время войны был объявлен националистом, которого в мирное время, когда он вернулся домой, ни одно учреждение не посмело принять на работу. В Москве знали, что его просто так не подчинить, поэтому придумали новый метод сломать его дух. Но и это не смогло победить стойкого офицера. На сей раз в освободившиеся от оружия руки он взял карандаш. И надо сказать, что его карандаш превратился в очень опасное оружие. Он открыто, без оглядки на реакцию власть предержащих выражал свое мнение на происходящие события в стране…

Здесь следует вспомнить выступление Бауке в Москве в сентябре 1971 года на одном из совещаний военных. На этом совещании некий генерал-лейтенант Копытин не очень лестно выразился в адрес казахов, безосновательно сказав, что «кочевники не способны быть хорошими воинами». Такие слова, естественно, ударили по самолюбию Бауыржана. И он поднялся на трибуну. Давайте вспомним, что он тогда сказал: «Мы — народ с древней культурой. Наш народ первым оседлал первобытных скакунов. Тому есть исторические доказательства. Конница Александра Македонского ездила на коне без седла, не знала, что такое стремена, а мои предки — саки — оседлали коня, имели пики, луки. Так кто из нас древнее в военном деле? А если не верите, пожалуйста, посмотрите архив. Если я заявляю голословно, повесьте меня. К сожалению, наш народ потерпел катастрофу, остатки нашего народа по злой воле некоторых невежд сделались «дикими киргизами». Невежественные русские князья нас называли киргизами. А мы — казахи! Веками мы не могли прийти в себя, опомниться. Монгольское нашествие, калмыцкие нашествия, русская колонизация, октябрьская революция… Но, наконец, мы стали казахами и Казахстаном. Казахстан — это великая страна. Ее территория занимает более трех миллионов квадратных километров. Население в современном Казахстане составляет 13 миллионов человек, из них около шести миллионов — хозяева этой страны, коренные ее жители, казахи. А в целом во всем мире насчитывается более 10 миллионов казахов.

В Китае, Иране, Индии, даже в Алжире живут казахи. Мы имеем почитаемые национальные ценности и достоинство. Несмотря на все исторические невзгоды, мы сохранились как нация. Мы сохранили свой язык, свою культуру на огромном пространстве от Турфанской долины до Волги. Это расстояние солнце проходит за шесть часов. Наш народ был владельцем этой территории. И сейчас хозяева этой территории казахи. Я только что сказал, что в Казахстане проживают 13 миллионов человек. Из них шесть миллионов казахи, которые живут на собственной земле. Остальные — пришельцы, но мы не отталкиваем их от себя, терпим их. Я это заявляю официально, как полковник генерального штаба. Кто мне не верит, пусть посмотрит архив». Доходчивее Бауыржана не скажешь!

Бауке был в дружеских отношениях с такими волевыми и деятельными сыновьями казахского народа как Мухтар Ауэзов, Каныш Сатпаев, Жумабек Ташенов, Ильяс Омаров. Этих людей сблизило то, что их мысли о судьбе народа совпадали. Потому их взаимоуважение было искренним чувством. Бауке уважал Жумабека Ташенова за его смелость, когда он, не боясь немилости Москвы, открыто выступил против ее лживой политики. За что и был изгнан из центра. И то, что в такое сложное время Бауыржан проявил к нему уважение и сделал подарок, должно заставить задуматься сегодняшнюю интеллигенцию, которая является опорой независимости. Вот что значит уважать человека при его жизни! А то ведь у нас боятся приближаться к деятелю, попавшему в опалу власти. И только после смерти возносим его в герои. А батыр Бауыржан отличался от всех не только крутым нравом, но и тем, что для него не существовало таких понятий, как «я», «мое», так как он был лишен корыстного эго. Другими словами, Бауке не купался в лучах славы, а находился в одном ряду с людьми, которые ради интересов нации не боялись пойти в огонь.

«Лучше умереть стоя, чем жить на коленях!» — вот кредо жизни Бауке, который не дал надеть на себя хомут или заковать в кандалы. Он прослыл «нестандартным» человеком, потому что не признавал рамки стандартной, омертвевшей системы. Находясь в огне войны, Момышулы написал такие пламенные строки:

«Пойми, мой хороший,

«Улы» это не форма.

Не редкость,

«Улы» не «ев» и не «ов»,

«Улы» — это символ непримиримости».

Эти строки отражают бесстрашный, решительный характер и высокий непокорный дух. «Я в силу своих возможностей трудился во имя благополучия моего народа, а для себя ничего не сделал», —
эти его проникновенные слова свидетельствуют о том, что батыр Бауыржан всю свою жизнь посвятил служению народу и стал одним из символов независимости. Он стал золотым мостом между мечтой и свободой «Алаша»…

Дархан КЫДЫРАЛИ,
министр информации и общественного развития
Республики Казахстан

Комментарии закрыты.