The news is by your side.

Береги честь смолоду. Студентов учат уважать закон

Студентов учат уважать закон

Главное в жизни любого вуза — добропорядочные взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса. От этого зависят и качество образования, и атмосфера в учебном заведении.

В Университете Дулати действуют кодексы корпоративной этики, чести преподавателя, чести студента. Работают в тандеме уполномоченный по этике и противодействию коррупции Таразского регионального университета имени
М. Х. Дулати — проректор по воспитательной работе и социальным вопросам Альмара Наурызбекова, уполномоченный по правам студентов Куаныш Абдикаримов, совет по этике, студенческие омбудсмены.

 

Этика в высшем образовании

Миссия вузов заключается в качественной подготовке высококлассных специалистов и формировании их личностей.

Совет по этике, созданный в нашем вузе в 2019 году для формирования нулевой терпимости к любым правонарушениям, стремится пре­дупредить и пресечь нарушения в сфере образования, правил внут­реннего распорядка и устава, обеспечить защиту прав и интересов студентов и преподавателей. В состав совета по этике входят 11 человек —
представители руководства вуза, академического корпуса, студенчества во главе с председателем — заведующей кафед­рой «Философия и политология» факультета «Экономика и право» Диной Кульбаевой. В профилактических целях организуются тренинги, консультации, ведется разъяснение кодекса корпоративной этики, кодексов чести преподавателя и студента.

Членам совета нередко приходиться иметь дело с жалобами. Бывают ситуации, когда все заканчивается примирением сторон.

— В основном заявления подают студенты через студенческих омбудсменов, уполномоченного по правам студентов. Часто встречаются претензии по поводу неправильно выставленных баллов, некорректного поведения, — говорит Дина Кульбаева. — Прежде чем вынести заявление на заседание совета, проводится проверка. У подающего жалобу должны быть доказательства нарушения: скриншоты, записи и так далее. В течение 10 дней проводится расследование. Примерно в 90 процентах случаев изложенные в обращении факты подтвердились. По итогам обсуждений выходим с рекомендациями на имя руководства вуза о принятии мер. По предложению совета по этике за несоблюдение правил поведения в университете, нарушение этических норм расторгнуто четыре трудовых договора, сделано 31 предупреждение, вынесено 30 выговоров, из которых один — строгий, 14 простых и 15 устных. На заседаниях совета по этике анализируются итоги анонимного анкетирования студентов. Бывает, несколько раз фигурируют одни и те же имена преподавателей, которыми недовольны студенты. Так как анкетирование анонимное, предупреждаем фигурантов заявлений о последствиях, если не поменяют свое отношение к работе. Кроме того, в целях контроля за соблюдением принципов академической честности на факультетах на заседаниях заслушивается отчет одного из директоров институтов, деканов.

 

На защите прав студентов

Права студентов, как и всех остальных участников образовательного процесса, должны соблюдаться. О том, как происходит это в нашем вузе, рассказал уполномоченный по правам студентов Куаныш Абдикаримов:

— Моя обязанность — защищать права студентов, быть медиатором в конфликтных ситуациях. Для анализа ситуации проводится мониторинг соблюдения прав обучающихся, консультирую обращающихся по разным вопросам. В случае необходимости мы можем выйти на руководство вуза, государственные органы. Ко мне каждый может обратиться с предложением, жалобой и по телефону, и в социальных сетях, и в устной форме. Обращаются часто. Приходит много запросов, большинство касается неправомерно выставленных баллов, некорректного отношения, бытовых, социальных проблем. Например, обращались по поводу слабого сигнала Интернета и других технических проблем, отсутствия доступа к спортивным площадкам. В период жесткого карантина у студентов, проживающих в общежитиях, были трудности, связанные с ограниченным числом компьютеров, закрытыми библиотеками. Эти проблемы были решены. Кроме того, вместе со студентами, как появилась возможность, провели субботник, соревнования между командами общежитий.

За помощью обращаются и иностранные студенты. Многие из них желали подтянуть свои знания по английскому и казахскому языкам, некоторым предметам. Этот вопрос был решен положительно. Иногда они просят помощи в проведении мероприятий. Еще одна сторона моей работы — участие в предотвращении коррупционных рисков и формирование нулевой терпимости. Для этого проводим акцию «Чистая сессия». Совместно с Назарбаев Университетом участвуем в проекте «Честность». У нас три команды, которые будут участвовать в разных категориях конкурса.

 

Зачем в вузе омбудсмен?

В целях повышения правовой культуры и грамотности студентов, снижения уровня коррумпированности вузов, повышения рейтинга вузов в 2008 году Альянс студентов Казахстана представил новый проект «Студенческий омбудсмен». В это же время в нашей стране была создана Ассоциации студенческих омбудсменов.

— В Университете Дулати студенческие омбудсмены появились в 2020 году, — рассказывает студенческий
омбудсмен факультета информтехнологий, автоматики и телекоммуникаций (ФИТАТ) Алина Мадиева. — Нас 10 человек. Наши обязанности — представлять интересы студентов, защищать их права. Главные функции студенческих омбудсменов — добиваться соблюдения академической честности всеми участниками образовательного процесса, чтобы студенты получали качественные знания. Некоторые стесняются или боятся лишний раз обратиться к тому же куратору, а вот рассказать о своей проблеме такому же обучающемуся им проще. Здесь принцип — равный-равному. Ко мне обращаются примерно пять-шесть студентов в неделю. Кроме академических вопросов, есть и бытовые. Например, поднимали проблемы со столовыми, туалетами. Не всех устраивает, к примеру, запахи пищи из столовой, которые иногда распространяются на весь корпус, или то, что в туалетах нет влажных салфеток, не всегда есть мыло. Подобные моменты засняли на видео и показали на совете по этике.

— Меня выбрали примерно два месяца назад, — продолжает разговор четверокурсник омбудсмен ФИТАТ Сарсен Адильжан. — Чаще всего обращаются с академическими проб­лемами. К примеру, не все преподаватели четко ставят задачи перед студентами, бывает, что нечетко объясняют материал, студенты не до конца понимают, как правильно выполнять задания. Академическая честность — это самое важное, потому что без ее соблюдения теряется ценность образования, знаний и самого диплома. Необходимо, чтобы это осознавал каждый студент.

Ольга МАКАРОВА,
корреспондент центра информации и медиакоммуникаций
Университета Дулати

Комментарии закрыты.