The news is by your side.

Берегись автомобиля!

Рост дорожно-транспортных происшествий связан с человеческим фактором

11 и 15 апреля текущего года в областном центре произошло сразу несколько дорожно-транспортных происшествий, свидетелем чему стали сотрудники нашей редакции. Большого резонанса они не вызвали, но при обращении в управление дорожной полиции ДВД региона мы узнали об удручающей статистике: в городе количество аварий растет тревожными темпами. Так почему же теперь не только на трассах, но и внутри населенных пунктов число ДТП становится угрожающим? 

По данным полиции, показатель роста дорожно-транспортных происшествий в Таразе с начала года вырос почти в три раза!

— В период с января по март произошло 122 ДТП, в которых четыре человека погибли и 127 ранены, — сообщил руководитель штаба областного управления дорожной полиции Дулат Курманалиев. — В прошлом году в первом квартале зафиксировано 47 аварий, в которых погибли также четыре человека, раненых было 57.

То есть в среднем в Таразе каждый день случается одна авария. Данные показатели города значительно подпортили статистику во всей области, где количество ДТП за этот же период увеличилось со 148 фактов до 251. Число погибших и раненых также возросло чуть ли не в два раза.

— Причиной большинства аварий в городе являются нарушения правил дорожного движения его участниками, — уточняет Д. Курманалиев. — Наиболее распространенные — это выезд на встречную полосу движения, нарушение скоростного режима, проезд на запрещающий знак светофора, потеря управления автомобилем и вождение в нетрезвом состоянии.

Также отмечается в целом неудовлетворительная подготовка водителей.

Получается, что повысившиеся суммы штрафов никак не испугали автовладельцев? Почему же в городе, несмотря на принимаемые меры, количество ДТП увеличивается? Давайте попробуем взглянуть в глубь проблемы.

 

Экспериментальный состав

Первое, что приходит в голову, это проводимый в городе эксперимент по созданию универсального полицейского. Напомним, Министерство внутренних дел РК решило объединить функции дорожной и административной полиции. То есть теперь стражи порядка должны стать мобильными. Один и тот же инспектор может днем дежурить у дороги, наблюдая за безопасностью дорожного движения и наказывая нарушителей, а вечером совершить обход в качестве участкового вверенной ему территории. Эксперимент стартовал в Таразе и Павлодарской области в августе прошлого года.

В нашем городе разработали новые маршруты патрулирования, за которыми персонально закрепили наряды строевых подразделений объединенных сил полиции. Видимо, с этой точки зрения определенные успехи есть: в областном ДВД отмечают, что сотрудники созданного батальона стали прибывать на место совершения преступлений или других происшествий гораздо быстрее, наладился более тесный контакт с населением. Но, с другой стороны, не потому ли повысилось количество ДТП в городе?

В областном филиале Союза водителей транспортных средств РК считают, что влияние эксперимента на статистику происшествий определить довольно сложно. Во-первых, рост ДТП наблюдался в городе и до начала эксперимента. Во-вторых, на днях коллегия областного ДВД проведение эксперимента признала вполне успешным. В данном ведомстве не связывают статистику ДТП с работой универсальных полицейских. В-третьих, на дорогах «гаишников» с жезлом меньше явно не стало. Потому нам предлагают обратить внимание на другие факторы, которые приводят к столь печальным последствиям.

Учиться и учиться

По данным Комитета дорожной полиции МВД РК, в населенных пунктах львиная часть аварий происходит по вине водителей до 26 лет. То есть это вчерашние выпускники автошкол и еще малоопытные водители. Значит, все дело действительно в их подготовке?

— Когда сотрудники дорожной полиции сетуют на плохую подготовку водителей в автошколах, мы сразу же приводим другой аргумент: автошколы только лишь обучают курсантов, но не выдают им водительское удостоверение, — говорит директор филиала Союза водителей РК Амантай Досмуханбетулы. — Этот документ граждане получают в органах дорожной полиции после сдачи экзаменов на знание правил дорожного движения и качество вождения. Если уровень подготовки в школах низкий, то каким образом люди сдают экзамены и получают права? Взваливать всю вину на автошколы по меньшей мере некорректно.

В автомобильной организации предлагают усложнить процесс сдачи экзаменов. При этом здесь понимают, что жесткие меры не понравятся многим водителям, но ведь это вопрос жизни и смерти наших сограждан. Между тем в Германии, Испании, Швейцарии, Чехии кандидату на получение прав дают на экзаменах две попытки, третья же возможна только через три месяца. В Бельгии после двух неудачных попыток претендент обязан пройти 12-часовое обучение в автошколе. А в Венгрии после пяти неудачных попыток сдачи практического экзамена требуется заключение о… пригодности к обучению.

По мнению собеседника, необходимо повышать ответственность автолюбителей и менять их менталитет. Ведь большинство наших граждан не осознают, что управляют потенциально опасным средством.

— Возьмите, к примеру, стоимость оплаты учебы в автошколах, — говорит А. Досмуханбетулы. — Сегодня курсы водителей стоят столько же, сколько курсы парикмахеров, визажистов, бухгалтеров. Но ведь в случае с обучением водителей речь идет о безопасности на дорогах. Нужно значительно повышать плату на курсах, чтобы люди чувствовали ответственность за процесс обучения. В этом случае вождению будут учиться те, кому это нужно в настоящий момент, здесь и сейчас.

Требует корректировки и сама программа обучения в автошколах, которая утверждается постановлением Правительства.

— До сих пор по программе водитель должен изучать устройство автомашины, — говорит директор филиала. — Но ведь это имело смысл в советское время. Сейчас же трудно поверить, что парни или девушки, находящиеся за рулем, знали все детали и системы машины. Потому что необходимость в этом уже давно отпала. Практически везде имеются пункты ремонта (СТО), вулканизации и автомойки. Нынешний водитель не только не ремонтирует машину, но порой он даже может не вставлять в бак заправочный пистолет — за него это делают сотрудники АЗС. Так зачем же нужно оборудовать учебные классы всеми деталями автомашин? Мы до сих пор обучаем курсантов регулировке карбюраторов и трамблёров, которых на многих автомобилях уже нет!

Вместо этого в процессе обучения собеседник предлагает больше внимания уделять практической подготовке курсантов. А дорожная полиция не должна выдавать права на вождение всем подряд, ведь порой часть экзамена, например, на вождение автомобиля, превращается в пустую формальность.

— Думаю, необходимо ускорить передачу функций регистрационно-экзаменационного отдела дорожной полиции в ведение специализированных ЦОНов, где процесс сдачи экзаменов будет контролироваться не людьми, а компьютерными системами, — предлагает руководитель объединения. — В Караганде уже сегодня тест на вождение принимает не инспектор, а специальная электронная программа, установленная в салоне автомобиля и подающая голосовые команды. Она же в конце экзамена беспристрастно выдает оценку.

Курсы переподготовки

Но и это еще не все. Союз водителей в данное время пытается вернуться к профилактическим мерам.

— Вспомните, в союзные времена в организациях проводился так называемый технический минимум, — разъясняет директор филиала. — В течение 36-часовой программы водителям напоминали правила и основы безопасности дорожного движения. Почему бы не возродить данное мероприятие, включив необходимость его проведения в новый закон о дорожном движении? Кроме того, у нас часто в автошколах обучаются граждане, которые пока еще не имеют собственного автомобиля. Купив же машину через несколько лет, люди садятся за руль, напрочь позабыв то, чему обучались в автошколе.

В связи с этим союз водителей предлагает взять на вооружение международный опыт. Во многих развитых странах для молодых водителей существуют специальные ограничения. Например, во Франции и Голландии вместе со вчерашними курсантами в течение первых 500 часов езды в машине должны находиться их родители.

Практически во всех странах Европы шоферам со стажем до двух лет запрещается ездить со скоростью свыше 50 километров в час в населенных пунктах и свыше 70 — на автомагистралях. За малейшее нарушение молодого водителя могут отправить на переобучение, а за вождение в нетрезвом виде и вовсе навсегда лишить прав. Там же новичкам не разрешается садиться за руль автомобиля объемом свыше 2000 кубов. У нас же неопытный человек может сесть даже в машину с пятилитровым двигателем.

Кстати, в союзе водителей напоминают: в недалеком прошлом и у нас действовали жесткие правила. При водительском стаже менее двух лет нельзя было превышать скорость 70 километров в час, а также находиться за рулем с 12 часов ночи до 6 утра. А со всеми нарушителями проводилась двухчасовая лекция по безопасности дорожного движения.

— Обратите внимание, рост ДТП как в городе, так и области в целом наблюдается несмотря на значительно ужесточившиеся меры наказания, — говорит Амантай Досмуханбетулы. — То есть повышая штрафы, мы ничего не добьемся. Напротив, тем самым мы еще больше подстегиваем водителей к подкупу инспекторов: легче отдать две — три тысячи тенге неофициально, чем заплатить в казну восемь тысяч тенге. Да и суммой санкций не испугаешь нынче водителей. Лучше увеличивать количество точек видеонаблюдения и фотофиксации нарушений. Здесь исключаются человеческий фактор и спорные ситуации.

Вчера — курсант, сегодня — таксист

А вот еще один момент, который, по мнению объединения автомобилистов, все упускают из виду. Речь идет о деятельности таксистов. Они и сами попадают в ДТП, и для других участников дорожного движения создают аварийные ситуации (припарковавшись на «пятачках» перед поворотами, перекрестками, пешеходными переходами или автобусными остановками). А ведь никто не ведет точной статистики, сколько происшествий приходится на долю таксистов. Тем более никому и в голову не придет обвинять их в том, что они стали косвенными виновниками какой-нибудь аварии. Но именно они сужают проезжую часть дорог, забив весь город «пятаками» прямо на обочине. В результате проезжающему транспорту приходится порой разруливать в самый неожиданный момент. Кроме того, часто водители, занимающиеся частным извозом, не зарегистрированы в качестве таксистов, у многих вообще нет никаких опознавательных знаков. И с этим пора наводить порядок.

— Деятельность таксистов регулируется несколькими законодательными актами, — говорит собеседник. — Существует целый ряд требований к ним. К примеру, стаж водителя, который регулярно должен проходить медицинский осмотр, должен составлять не менее трех лет. В салоне машины должны иметься фотография и визитная карточка таксиста. Транспорт должен проходить процедуру техосмотра раз в полгода, иметь опознавательные знаки, в нем должны быть рация, таксометр. А стоять они должны на специально отведенных властями стоянках. Что мы видим сегодня? Рынок частного извоза носит хаотичный характер. Таксисты стоят где попало, патентов не имеют, налогов не платят, зато часто создают аварийные ситуации. Человек только сегодня может получить права, а через час уже таксует. Это неприемлемо!

Также союз водителей предлагает обязать все транспортные средства, на которых осуществляются пассажирские перевозки (автобусы, троллейбусы, такси), проходить техосмотр ежеквартально. Ведь состояние многих из них оставляет желать лучшего. И когда мы говорим, что водитель не справился с управлением, то не задумываемся над смыслом данной фразы. А зачастую за этим кроются отказ тормозной системы, плохо закрепленный руль, неполадки в системе зажигания и так далее. Чего греха таить, бывали случаи, когда прямо во время езды водители «с корнем» вырывали баранку собственного автомобиля. И смех и грех…

Дорожите жизнями

Невозможно обойти тему пострадавших в авариях граждан. В нынешнем году в ДТП только в Таразе погибли четыре человека, но на самом деле эта цифра может быть больше. Ведь сюда не попадают те граждане, кто умер через несколько дней вследствие полученных травм.

— Спасти жизни людей мы порой не можем из-за запоздалой медицинской помощи, — считает А. Досмуханбетулы. — Врачам требуется время, чтобы определить группу крови водителя или пассажира. А ведь в таких ситуациях каждая секунда дорога. Так вот, в чипе водительского удостоверения нового образца, как и в новых удостоверениях личности, содержится информация о группе крови гражданина. Но вот парадокс: у представителей дорожной полиции, медиков и сотрудников ДЧС до сих пор нет считывающих устройств, которые сразу могли бы расшифровать эту информацию. Когда же мы их оснастим такими аппаратами?

В общем, высокая аварийность на дорогах стала следствием отсутствия должного контроля со стороны ответственных структур. В итоге водители расслабились. Снизить показатели происшествий дежурством на перекрестках инспекторов дорожной полиции не получится. Здесь необходимы комплексные меры и мероприятия.

— В данное время в республике рассматривается новый законопроект о дорожном движении, — резюмирует собеседник. — Мы вносим свои предложения, но хотелось бы, чтобы к этому вопросу подключились и жамбылские депутаты, представители дорожной полиции и общественных организаций. Это чрезвычайно важный закон, от которого зависит жизнь и здоровье наших сограждан.

Ну а всем автовладельцам следует внести свою лепту в безопасность дорожного движения, для чего требуется самая малость: неукоснительное соблюдение правил, а также регулярный осмотр собственного «железного коня». От этого зависит жизнь и здоровье не только самих водителей, но и их близких.

Шухрат ХАШИМОВ,
Виктор БАРБАШ (фото)

1 Комментарий
  1. Андрей говорит

    В городе надо строить транспортные развязки! Например по Тауке Хана и Толе Би можно было бы сделать реконструкцию моста (развязки)! По дороге Айша Биби и на объездной дороге построить развязку, на дороге (105 км) с входа с Алматы тоже построить развязку! По ул.Аскарова (на Центральный базар) переходной мост через железную дорогу, а то там невозможно проехать.

Комментарии закрыты.