The news is by your side.

Без лишнего стресса. Психологи советуют родителям наладить школьникам нормальный режим дня

Психологи советуют родителям наладить школьникам нормальный режим дня

Перед возвращением детей в школу важно вернуть их к нормальному режиму сна и питания, а также освежить знания.

Специалисты рекомендуют родителям обратить внимание на здоровый сон детей, полноценный завтрак, возвращение в рабочий ритм в спокойной домашней атмосфере, обеспечивающей поддержку и безопасность школьнику.

Доктора советуют детям школьного возраста ложиться спать не позднее 10 часов вечера. Если ребенок уже привык ложиться спать поздно ночью, потребуется не менее двух недель перед школой, в течение которых надо ежедневно сокращать разницу во времени отхода ко сну на 20 минут. Желательно снизить количество раздражающих сон факторов в комнате ребенка. Его вечер должен быть спокойным, нужно постепенно снижать использование юным членом семьи гаджетов, просмотр фильмов и прослушивание музыки на ночь. А ужинать следует не позднее восьми вечера, чтобы снизить нагрузку на желудочно-кишечный тракт ребенка, что значительно улучшит качество его сна. На ночь можно принять теплую успокаивающую ванну.

Важно поддерживать и психологическую связь с ребенком, возможно, почитать ему на ночь любимую сказку или комикс, а может, если он захочет, и те произведения литературы, что задали прочесть по школьной программе на летние каникулы. Основное правило — это сберечь дружелюбную атмосферу в доме в вечернее время.

— Летом почти все дети питаются беспорядочно. Но когда ребенок идет в школу, завтрак должен быть его основным энергетическим зарядом на целый день. Там должны быть и аминокислоты для мозга, и достаточное количество калорий для умственной деятельности. Если ребенок вовсе не позавтракал, это очень плохо. Привыкнув за лето вставать поздно и расслабившись, дети, просыпаясь утром в школу, часто не хотят есть. А потом ко второму или третьему уроку начинают кусочничать, что не дает интенсивно работать их мозгу для усваивания знаний. Поэтому завтрак ученика стоит сделать максимально калорийным и насыщенным, — говорит школьный психолог из Тараза Ольга Лаврова.

Она поясняет, что особенно важно организовать все благоприятные условия дома для первоклассников.

— Первоклассник — это маленький человек в зоне перехода, весь устремленный в будущее, человек, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых. Мы должны всегда помнить, что ребенок — равная нам личность, что он не готовится к жизни, а уже живет, — комментирует О. Лаврова.

Она рекомендует родителям навсегда усвоить фразы эффективной поддержки своего чада, такие, как: «Ты у меня умный, красивый, храбрый», «Как хорошо, что у меня есть ты», «Ты у меня молодец», «Я тебя очень люблю», «Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому», «Спасибо тебе, я тебе очень благодарна», «Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился».

— Избегайте агрессии и прямой или косвенной критики, сравнивания своего ребенка с другими учениками, нападающей или отстраненной позиции, будьте добрее и терпеливее, — советует специалист.

А таразский школьный психолог Кристина Зенькова также дала несколько ценных рекомендаций, как жить с детьми без нервотрепки.

— Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ваш голос. Не торопитесь. Умение рассчитать время — ваша задача. Если вам это плохо удается, вины ребенка в этом нет. Не прощайтесь перед школой, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребенка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как вы сами чувствуете себя после рабочего дня. Если вы видите, что ребенок огорчен, молчит, не допытывайтесь, пусть сначала успокоится и тогда расскажет все сам, — говорит К. Зенькова.

Она предупреждает, что, даже выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку своему ребенку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребенку необходимо как минимум два часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.

— Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий — 10 минут перерыв. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребенку работать самому. Если нужна ваша помощь — наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы. В общении с ребенком старайтесь избегать условий, шантажа: «Если ты сделаешь, то…». Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребенку. Выбирайте единую тактику общения с ребенком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели пере­утомления. Учтите, что даже большие дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Все это успокоит ребенка и поможет снять напряжение, накопившееся за день, — советует психолог.

Она перечислила шаги, которые помогут школьнику без лишнего стресса влиться в учебный процесс. Актуальнее всего вспоминать языки и математику, причем лучше всего повторить то, что сложно усваивалось ребенком в прошлом году. Потому что то, что ученик легко освоил, вспомнится в процессе, а то, что было сложнее, скорее всего уже забылось. Если трудно усадить ребенка за чтение тех книг, что задали для прочтения летом, можно посмотреть вместе и фильмы по произведениям из списка, а после просмотра обсудить. Возможно, это вызовет интерес у ребенка и желание прочесть книгу, чтобы сравнить.

Важно не нагружать школьника кружками и секциями сразу с 1 сентября, чтобы не произошло эмоционального выгорания. Хотя бы первые две недели надо дать ребенку небольшую фору, чтобы он сначала привык к школьным режиму и расписанию, приноровился к интенсивности интеллектуальной нагрузки. Родителям желательно немного ознакомиться со школьной программой, полистать учебники вместе с ребенком. Когда дети примерно знают, какие темы у них будут в предстоящем году, им легче втянуться в учебный процесс. А еще можно отпраздновать окончание летних каникул и начало учебы, сходить вместе с детьми на прогулку, в кафе или отпустить ребенка пообщаться с одноклассниками, друзьями после школьной линейки.

— В целом нужно создать такую обстановку в семье, чтобы, когда школьник приходил домой, ему хотелось поговорить с родителями, обратиться к ним за советом, за помощью. Ребенку всегда хочется знать, что его примут и поддержат, а не накажут и обесценят, родительская роль — поддерживающая, а не обучающая, —
считает Кристина Зенькова.

Лала ИСЛАМОВА

Комментарии закрыты.