The news is by your side.

Без языкового барьера

Общение и современные технологии творят чудеса

Нежелание или неумение ребенка говорить к пяти годам волнует многих родителей. Что это — психологическая травма, физиологическая патология или простое нежелание, ведь его и так понимают? 

Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни ребенка. Он зависит от многих факторов: физиологического развития, функционирования головного мозга, психологического контакта с матерью, социальной среды, пола ребенка (поскольку принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек) и так далее. Взрослым необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, формируя у него потребность в речевом развитии.

Есть и другие факторы. Известно, что на речевую или иную патологию еще не родившегося и даже не запланированного малыша влияют неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей. Нередко нарушение речевой функции связано с поражением определенных областей головного мозга.

Не последнюю роль играет окружение, в котором растет малыш. Разговаривают ли с ним в семье? Насколько приветливо и ласково это делают взрослые? Ведь потребность высказаться обычно намного острее в среде общительных и доброжелательных людей. Вполне закономерно, что у постоянно озабоченных чем-то родителей и дитя заговаривает поздно, особенно когда его инициатива подавляется и им постоянно командуют.

Очень важно с самого начала приучать детей говорить правильно. Уменьшительно-ласкательные словечки звучат, конечно, забавно, но они тормозят развитие навыков речи, и эта корявость может перерасти в привычку.

Как же помочь малышу, не прибегая к услугам логопеда, если слова не получаются и он испытывает трудности в общении? Есть целый комплекс мер. К примеру, расширять словарный запас через чтение книг, прослушивание аудиокниг, кукольный театр; формировать связную речь, отвечая на вопросы не односложно, а в виде диалога; развивать правильное звукопроизношение через игры со звукоподражанием; мелкую моторику рук — в игре с кубиками, пирамидками, волчком или развивающими ковриками. Каким бы странным это ни показалось на первый взгляд, но совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции. Поэтому логопеды рекомендуют родителям выполнять с детьми различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

Важно также научить детей слушать и слышать речь окружающих, внимательно относиться к своему высказыванию, говорить приветливо, доброжелательно, правильно пользоваться громкостью своего голоса с учетом условий общения, употреб-лять вежливые слова. А также поощрять детей, когда они осознанно передают с помощью модуляции голоса свои чувства: радость, грусть, печаль, торжественность. В логопедической работе применяются на первый взгляд простые и незамысловатые игры, но они помогают в развитии у детей слухового внимания.

Игра — ведущий вид деятельности дошколят и младших школьников. Она занимает важное место в их жизни, оказывает многогранное влияние на психическое развитие. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения, формируются нравственные и волевые качества. Применительно к нормально развивающемуся ребенку все это представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких воспитательных усилий. Однако игра, организованная в соответствии с основными принципами дошкольной педагогики, позволяет уже в раннем детстве скорректировать некоторые дефекты развития у проблемных детей и подготовить их к школе. Так что играйте, общайтесь с детьми, ведь общение и современные технологии творят чудеса.

Алёна ГОЛОВИНА,
логопед детского сада № 16 города Тараза

Комментарии закрыты.