The news is by your side.

Больше чем химия. Фосфогипс: и проблема, и панацея

Фосфогипс: и проблема, и панацея

Отвалы отходов производства ТОО «Казфосфат» с давних пор являются привычными настолько, что их можно назвать визитной карточкой Тараза. Впрочем, для экологов и руководства химпредприятия эти объекты стали многолетней головной болью.

ТОО «Казфосфат» — флагман химической отрасли Казахстана. Его продукция востребована во всем мире. Производство минеральных удобрений ведется непрерывно. При этом растет не только рентабельность предприятия, но и горы фосфогипса.

Следует отметить, что фосфогипс — это хоть и отход производства, но вещество весьма ценное с точки зрения экономики. Этот материал известен, как отличный мелиорант, восстанавливающий солевой баланс в почвах сельскохозяйственного назначения.

Об этом в ходе пресс-тура, специально организованного для журналистов областных изданий департаментом экологии по Жамбылской области и ТОО «Казфосфат», рассказали главный эколог химпредприятия Арман Карагалиев и заместитель руководителя регионального департамента экологии Арсен Латыпов. Впрочем, главной целью мероприятия стало освещение работы по экологическому состоянию местности вблизи отвалов.

— В 2020 году нами совместно с Министерством экологии, геологии и природных ресурсов РК разработана и утверждена дорожная карта комплексного решения экологических проблем Жамбылской области. В частности, 10 и 11 пункты этой дорожной карты посвящены вопросам применения отходов фосфорного химического производства при дорожном строительстве и в сельском хозяйстве.

Между департаментом экологии и ТОО «Казфосфат» заключен меморандум о взаимовыгодном сотрудничестве при реализации фосфогипса. В настоящее время ведется научная работа по изучению вопроса его использования в дорожном строительстве. В дальнейшем мы будем содействовать распространению этого опыта в масштабе страны. Кроме того, разрабатывается карта решения экологических проблем социальной напряженности. К ее реализации предполагается подключить все государственные органы. Проблема накопления фосфогипса очень серьезная и ее необходимо решать комплексно. Должен отметить, что жалобы по поводу данных отвалов со стороны населения к нам не поступают. Все претензии отмечены на уровне разговоров и постов в социальных сетях и пабликах. Мы на все сигналы реагируем оперативно, даем ответы и разъяснения. Хотелось бы, конечно, чтобы люди с пониманием относились к подобным вопросам, не занимаясь дешевым популизмом. Собственно, данный пресс-тур мы организовали с целью показать реальное положение дел. Если понадобится, то проведем такое же мероприятие и для блогеров, — говорит Арсен Латыпов.

В тот день погода в Таразе была ветреная, однако горы фосфогипса в сером тумане не тонули, и даже запаха фосфора не чувствовалось. Ну если только чуть-чуть.

— Я вообще никакого специфического запаха не замечаю, — отметил Арман Карагалиев, когда мы вышли из машин, чтобы своими глазами посмотреть на две горы фосфогипса.

По словам главного эколога ТОО «Казфосфат», в настоящее время в обоих отвалах, расположившихся по сторонам городской трассы, ведущей через промзону в направлении Тараз — Аса, сосредоточено 14 миллионов тонн фосфогипса.

— В первом отвале, который у нас уже выработан, накоплено 7,5 миллиона тонн, сейчас мы завершаем накопление второго отвала. После этого отходы производства будут отправляться в новое место, подготовленное в 20 километрах от НДФЗ, — отметил собеседник.

В прошлом году предприятие накопило около одного миллиона тонн отходов.

— При выпуске 500 тонн аммофоса норма образования отходов на одну тонну продукта составляет 2,79 тонны. Если мы в прошлом году выпустили 425 тонн аммофоса, то у нас образовалось около миллиона тонн отходов в виде фосфогипса, — объяснил Арман Карагалиев.

Он отметил, что задача предприятия заключается не в накапливании отходов производства, в частности, фосфогипса. Руководство ТОО «Казфосфат» заинтересовано также реализовать его, чтобы сократить имеющиеся объемы и, соответственно, влияние на окружающую среду. В прошлом году сторонним организациям было отгружено около 30 тысяч тонн фосфогипса. Из них 20 тысяч тонн забрали предприятия по производству цемента, остальное — крестьянские хозяйства. Известно, что фосфогипс является отличным мелиорантом. В нем содержится остаточное количество фосфатов и кислот, позволяющих вернуть плодородие засоленным почвам.

Чтобы увеличить объемы продаж фосфогипса, необходимо работать с его потребителями. Это в основном фермеры.

— Мы ежегодно озвучиваем данную информацию во время агрофорумов, которые проходят в регионе. В частности, говорим не только о полезных свойствах аммофоса, но и фосфогипса. У нас имеются рекомендации по использованию фосфогипса на полях. На один квадратный метр посевных земель необходимо вносить пять центнеров фосфогипса. Однако проб­лема упирается в вопрос логистики. Мы фермерам отдаем фосфогипс практически бесплатно — один тенге за тонну. Но у крестьянских хозяйств как правило нет возможности доставить мелиорант на поля. Аренда и транспортировка фосфогипса обходится крестьянам в копеечку. К примеру, чтобы доставить тонну фосфогипса в Отрарский район Туркестанской области, где имеются нарушенные земли, нужно потратить 3-3,5 тысячи тенге. А ведь для обработки всех площадей мелиоранта необходимо гораздо больше. Не все фермеры могут позволить себе такие затраты. Часто нас просят доставить фосфогипс на поля за наш счет. Но и мы не можем помочь всем. Да, мы сами отвезли пять тонн фосфогипса на поля одного из хозяйств Жамбылского района. Но это больше исключение, нежели правило. В этой связи ТОО «Казфосфат» неоднократно обращался к местным исполнительным органам с просьбой о введении субсидирования хозяйств, применяющих на своих полях фосфогипс, — говорит главный эколог химпредприятия.

К примеру, чтобы обработать фосфогипсом 10 гектаров посевных площадей, необходимо предварительно изучить рекомендации специалистов. Ведь мелиорант необходимо вносить в соответствии с нормами и в зависимости от состояния и химического состава почвы.

Помимо сельского хозяйства фосфогипс можно применять в строительстве.

— Я уже говорил, что его можно использовать как строительный материал. Мы в порядке эксперимента применили фосфогипс для строительства 100-метрового участка автодороги в Павлодарской области. Эту работу провели совместно с ТОО «КаздорНИИ». Как это выглядит: в основную цементно-щебеночную смесь добавляется фосфогипс в соотношении 22 процента к другим материалам. На 100 метров дороги мы истратили 60 тонн фосфогипса. Все работы завершили две недели назад. Испытания участка будут проводить циклично, во время осенне-зимнего периода и так далее. Необходимо узнать, как дорожное покрытие покажет себя во время дождей, при низких температурах, других климатических нагрузках, транспортной амортизации. При положительном результате мы сможем предлагать фосфогипс в качестве строительного материала для дорожно-строительных предприятий, — рассказал Арман Карагалиев.

Как выяснилось, в других сферах фосфогипсу применение пока не найдено. По словам собеседника, во всем мире химпредприятия столкнулись с одной и той же проблемой — накопление большого объема фосфогипса и невозможность хоть как-то его сократить.

Что же касается вредного воздействия отходов химпроизводства на природу, то Арман Карагалиев журналистов успокоил. Согласно санитарному заключению, фосфогипс относится к отходам пятого класса опасности. То есть для человека и животных это вещество безвредно.

— Единственное, что беспокоит многих — это нахождение отвалов в границах города, что совсем не украшает пейзаж. Но в перспективном плане у нас заложены мероприятия по рекультивации первого отвала. К этой работе мы приступим через шесть лет. В том числе предусмотрено озеленение территории, что позволит сбалансировать окружающую среду, улучшить атмосферу этой местности. То есть в будущем серая гора фосфогипса станет зеленой. Средства на эти мероприятия в настоящее время аккумулируются в ликвидационном фонде нашего предприятия, — подчеркнул эколог.

С января по сентябрь текущего года в отвалах накоплено 7,3 тысячи тонн отходов. В этот же период фосфогипс у нас приобрели пять-шесть крестьянских хозяйств.

При этом в области в настоящее время действует около 18 тысяч крестьянских и фермерских хозяйств. Причем не факт, что фосфогипс купили местные земледельцы. Он больше интересен для фермеров Туркестанской, Кызылординской и Алматинской областей, специализирующихся на производстве риса и хлопка. Понятно, что засоленные после этих культур почвы легче восстановить мелиорантом, нежели вымывать соли водой, которой становится все меньше из-за засухи. Однако в вопрос опять вмешивается финансирование. Каждый километр транспортировки фосфогипса до полей повышает его себестоимость. Для ТОО «Казфосфат» доставлять фермерам этот материал на поля нерентабельно, для фермеров накладно. А горы фосфогипса растут с каждым часом. Машины возят отходы химического производства круглосуточно.

Нам продемонстрировали и этот процесс, показав, как заполняются фосфогипсом кузова 30-тонных БелАЗов. Машины к пункту отгрузки отходов цеха экстракционной фосфорной кислоты производственной мощностью 220 тысяч тонн на завод минеральных удобрений ТОО «Казфосфат» подъезжают каждые 10-15 минут. Мы видим, что фосфогипс, засыпаемый в кузов, влажный.

— Да это так, пока машина везет его к отвалам, материал высыхает, — отмечает главный эколог предприятия. — Поэтому во время транспортировки фосфогипс не оказывает вредного воздействия на окружающую среду. Тем более что дорога к отвалам — это специально выделенная производственная колея, не пересекающаяся с городской автотрассой.

В прошлом году завод минеральных удобрений выпустил 427 тысяч тонн продукции. Предприятие практически вышло на производственную мощность. Дело идет настолько хорошо, что в настоящее время ведется строительство второй очереди завода мощностью 500 тысяч тонн в год. Спрос на продукцию ТОО «Казфосфат» в мире растет, так как минеральные удобрения позволяют выращивать больше сельскохозяйственной продукции, что дает возможность прокормить непрерывно увеличивающееся население планеты.

Тем временем жамбылские фермеры предпочитают использовать в своей работе минимум минудобрений, а когда почвы истощаются, у них нет средств для того, чтобы доставить на поля спасительный фосфогипс, который ТОО «Казфосфат» отдает по цене один тенге за тонну. Возможно, именно сейчас Министерству сельского хозяйства необходимо подумать о том, чтобы ввести субсидии на использование фосфогипса для восстановления плодородия почв. Это пока единственное решение проблемы. Ведь тогда и отвалы станут меньше, и урожай сельхозкультур выше.

Людмила МЕЛЬНИК

Комментарии закрыты.