The news is by your side.

Будьте бдительными. Бесплатный массаж, как и сыр, бывает…

Бесплатный массаж, как и сыр, бывает…

Чтобы не попасться на удочку мошенников, нужно сохранять ясность ума и не поддаваться на провокации и манипуляции.

Недавно в Таразе специалисты отметили рост количества людей, обманутых похожим образом. Схема хоть и не новая, но продолжает работать исправно. Поэтому департамент торговли и защиты прав потребителей по Жамбылской области просит жителей быть бдительными и не совершать необдуманных поступков.

— С середины прошлого года на телефоны таразцев поступают звонки с приглашением на бесплатный массаж и презентацию новейшего японского массажного оборудования. Почему бы не сходить, думают многие, ведь узнавать что-то новое всегда интересно, да и слова «бесплатный массаж» звучат очень заманчиво, — рассказала главный специалист департамента торговли и защиты прав потребителей Татьяна Федосова.

Во время звонка с незнакомого номера человек с поставленным голосом красиво и радушно приглашает вас на открытие нового медицинского центра. В этот момент мошенник делает важное дело — он создает правдоподобную историю, ведь открытие — это отличный повод для того, чтобы дарить подарки, поэтому на данном этапе уже отпадают многие вопросы. Вам пообещают, что это не займет много времени, в конце концов час-два на свое здоровье — это не такая уж и большая цена. А сколько подарков предстоит получить! Тут вам и профессиональный массаж, и бесплатная консультация врачей — ортопеда, хирурга. К тому же обещает голос, в честь открытия каж­дому гостю дарим часы со встроенным шагомером и функцией измерения температуры тела, артериального давления, частоты сердцебиения и даже счетчиком затраченных калорий. Ну что делать? Надо брать маму, мужа, сестру и скорее бежать на презентацию.

— В назначенное время вы придете в центр, который расположен обычно в солидном районе. Вас встретят гиперактивные, позитивные ребята в офисных костюмах. Внутри обычно гостей рассаживают в небольшом помещении, где в центре внимания оказываются несколько массажных кресел, подиум и какое-то медицинское оборудование, поставленное для антуража. Также о том, что это медицинский центр, вам напомнят тематические плакаты на стенах и несколько человек в белых халатах, — рассказывает далее Т. Федосова. — Однако, посетив презентацию, вы вместе с приятными ощущениями получите тяжелые последствия.

Начинаем прогревать

— После массажа гостю вручают множество подарков. Его заваливают позитивными эмоциями, но уходят оттуда чаще всего с неприятным ощущением внутри. Вся работа таких продавцов нацелена на то, чтобы вы, объятый эмоциями, приобрели товар по выгодной акционной цене, на который вам даже оформят кредит тысяч так на 700-800. И только дома человек осознает, что купил просто массажную накидку, а не само кресло, образец которого был ему продемонстрирован в ходе презентации. Кроме того, процент по оформленному кредиту слишком высок, и придется заплатить за сомнительный товар больше миллиона тенге, — продолжает Татьяна Николаевна.

Накал страстей и темп повествования на таких встречах нарастают поступательно, и в кульминационный момент, когда каждый гость уже находится на пике наслаждения и готов хоть душу продать за чудесное массажное кресло, в помещение входит целая команда подготовленных специалистов. С лучезарной улыбкой они берут доверчивых граждан под руки и уводят в разные комнаты. Они подчеркивают, что всем им несказанно повезло, и банк уже одобрил кредит на небольшой срок со скромным ежемесячным платежом. Конечно, когда человек приходит в себя, он впадает в тоску.

Еще больше портится настроение, когда, запросив в Интернете информацию по аналогичному оборудованию, человек видит цену в разы ниже той, по которой он купил свой «акционный товар». И даже многочисленные подарки не компенсируют разницу в цене.

Предупреждён — значит вооружён

— Что же делать, чтобы не столкнуться с такой неприятной ситуацией и не совершить незапланированную покупку ненужного товара? Первое, что должно вас насторожить, это требование приходить на презентацию с документом, удостоверяющим вашу личность. Второе — это строгое требование выключить сотовый телефон на время презентации и отсутствие возможности посоветоваться с родными до оформления покупки. Всегда сохраняйте ясность ума. Даже если вы пошли на подобную презентацию, не совершайте необдуманных поступков. Всегда будьте бдительны и не оформляйте кредит, потратив на оценку ситуации всего несколько часов. С такой мыслью желательно переспать, а лучше обдумывать ее несколько дней, — советует специалист.

Вообще удивительно, что в эпоху глобализации и доступного Интернета люди продолжают попадаться на подобные уловки. Ведь вся эта схема прогремела на весь Казахстан еще в ковидные 2020-2021 годы. Тогда несколько лет мошенники обирали доверчивых жителей Астаны, Алматы, Шымкента и других городов. Но в последние годы, возможно, из-за того, что о них узнали слишком много людей, они поменяли место дислокации. Фактически перед нами выступает профессиональная труппа, артисты которой отыгрывают хорошо отрепетированный спектакль. Они акт за актом ведут аудиторию к состоянию, в котором некоторые теряют способность сомневаться и мыслить критически. Потенциальных клиентов и тех, кто уже созрел, подмечают сразу же. Такое состояние длится недолго. Если не успеть заключить сделку, то клиент однозначно соскочит. Поэтому людям рта не дают раскрыть, а только сыплют и сыплют аргументами.

Чтобы людям казалось, что таких, как они, много, в аудитории присутствуют другие сотрудники компании. Одни внимательно наблюдают за реакциями, пытаются вычислить платежеспособных простаков или просто безвольных людей. Мошенники обмениваются информацией с другими сотрудниками, успевают обсудить обстановку, чтобы наметить жертву. Другие находятся в зале и делают вид, что тоже приглашены на презентацию. Их главная задача — создавать атмосферу, изображать счастливчиков, выигравших скидку.

В таких спектаклях два главных действующих лица: алчность и зависть. Именно на них крепится вуаль хорошо замаскированного обмана.

Кстати, если кто-то все еще хочет купить такое кресло, то он должен знать, что чаще всего такой товар произведен нашими соседями, не отличается качеством и от места к месту меняет логотип и название.

И даже из проигрышного положения мастера-продажники умудряются выйти победителями. Тех, кого не удалось втянуть в кредитную кабалу, просят вписать в специальные бланки как можно больше номеров телефонов знакомых и родственников, чтобы их тоже пригласили на презентацию. Списки новых потенциальных жертв — это тоже достойный улов. Статистика — вещь упрямая, и из 10 соискателей хоть один точно попадется на уловку.

Не опускайте руки

Возможно, когда вы читаете это, то уже слишком поздно готовить себя к такому походу на массаж, а нежелательная покупка уже легла тяжким грузом на семейный бюджет. Но даже в такой ситуации рано опускать руки. Предотвратить проблему не удалось, значит нужно ее решать. Если в результате посещения презентации вами приобретен товар, который не соответствует описанию и образцу, предоставленному в ходе демонстрации, то вы вправе расторгнуть договор купли-продажи и требовать возврата денежных средств, уплаченных за товар.

— Например, с начала 2023 года в наш департамент ежемесячно обращаются три-четыре человека по вопросу возврата «массажного оборудования» после посещения таких презентаций. Всем обратившимся мы помогаем составить претензии к продавцам, а также разъясняем нормы действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей. В результате всем обратившимся потребителям деньги были возвращены в досудебном порядке, — отмечает Т. Федосова.

Так как Закон РК «О защите прав потребителей» предусматривает претензионный порядок разрешения потребительских споров, подробно расскажем о том, как правильно написать претензию. Это совсем не сложно и пригодиться может каждому, ведь мы все потребители и должны знать свои права и уметь их защитить.

Веский аргумент

Претензия — это письменное требование об устранении нарушений исполнения обязательства. Ее нужно составить в двух экземплярах, а также важно знать несколько нюансов.

— В претензии указывается точное наименование собственника товара или организации, оказывающей услуги, поскольку продавец или исполнитель услуги может быть лишь наемным работником. Эти данные вы можете узнать из платежного документа, например, чека, квитанции, накладной и прочих документов. Обязательно укажите точный адрес, обычно это место продажи, заказа или оказания услуги. Кроме того, в тексте претензии необходимо подробно описать ситуацию, акцентируя внимание на конкретное нарушение прав, сделать ссылку на соответствующие нормы закона и четко сформулировать свои требования к нарушителю. Один экземпляр претензии необходимо вручить собственнику товара или услугодателю. А на втором, который останется у вас, человек, принимающий претензию, должен поставить свою роспись, указать входящий номер и дату принятия претензии, полное название своей должности, фамилию и имя. Если собственник или его представитель отказывается принять претензию, то ее следует отправить через любое почтовое отделение заказным письмом с уведомлением, квитанцию об отправке обязательно сохраните, — подчеркивает Татьяна Федосова.

Если в течение 10 календарных дней вы не получите ответа не претензию или ответ вас не удовлетворит, вы вправе обратиться с письменным заявлением в уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей.

Узнать любую интересующую информацию, а также получить консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно по телефону горячей линии 8 (7262) 54-21-69.

Алексей ПОЛЯКОВ

Комментарии закрыты.