The news is by your side.

Что заработал, то и получил

Оплата труда госслужащих будет зависеть от квалификации

Если сейчас оклад госслужащего зависит от стажа работы и категории занимаемой им должности, то в будущем оплата будет зависеть от уровня сложности выполняемых им задач, степени ответственности и требуемой квалификации. 

Новая система оплаты труда госслужащих внедряется в Казахстане. В качестве ответственных органов по пилотному проекту определены Агентство РК по делам государственной службы и противодействию коррупции, Министерство юстиции, акиматы Мангистауской области и Астаны. Отличительной особенностью проекта является новый порядок расчета опыта работы для определения размера должностного оклада.

Если ранее учитывался общий стаж государственной службы, то сейчас — опыт в функциональном направлении на аналогичных должностях. К примеру, при переходе главного специалиста канцелярии из одного госоргана в другой, его опыт на этой должности будет учтен при начислении заработной платы по новому месту работы. В перспективе при продвижении формирование оклада будет осуществляться с учетом наработанного стажа на нижестоящей должности.

Если служащий отработал на должности главного специалиста два года, этот опыт при назначении его руководителем будет засчитан при исчислении оклада. Такие подходы используют передовые страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — Франция, Германия и США.

Вместе с тем мы учли национальные особенности. Так, к примеру, в США общая шкала окладов имеет 15 грейдов, по которым должности распределяются с учетом уровня сложности, степени ответственности и требуемой квалификации. Диапазон в рамках одного грейда в среднем составляет десять шагов. Стаж учитывается только на соответствующем грейде. Таким образом, чтобы продвинуться от минимальной до максимальной зарплаты в рамках одного грейда (должности) потребуется порядка 18 лет.

В целом в вышеперечисленных странах средние заработные платы госслужащих примерно на 12 процентов ниже вознаграждения сотрудников аналогичной квалификации в крупных частных компаниях (конкретные цифры разнятся в зависимости от штата). Вместе с тем размер совокупного вознаграждения, включая стоимость таких льгот, как медицинское страхование, пенсионные планы и тому подобных, в среднем на 10 процентов выше, чем в частном секторе.

Согласно базовой федеральной шкале вознаграждения минимальный размер оклада на должности клерка первого грейда составляет 1500 долларов. Минимальный прожиточный минимум на человека составляет в среднем 60 процентов от зарплаты, то есть около 800 — 900 долларов.

В рамках пилотного проекта минимальная зарплата эксперта отраслевого (блок «А»), содействующего (блок «В») и вспомогательного (блок «С») подразделений составляет 490, 422 и 365 долларов соответственно (при курсе в 345 тенге за доллар). При этом прожиточный минимум на 2018 год в Казахстане равен 82 долларам (то есть 17 процентов, 20 процентов и 23 процента от зарплаты соответственно).

Сейчас пилотный проект реализуется по двум сценариям. Первый —
это распределение должностей на основании акта Правительства. При этом стаж служащего исчисляется исходя из опыта работы на занимаемой им должности. По этому пути следуют Агентство РК по делам государственной службы и противодействию коррупции и акиматы.

Второй сценарий реализует Министерство юстиции. Здесь министр самостоятельно распределяет должности и структурные подразделения министерства на отраслевые и вспомогательные, а в стаж включается период работы на должностях со схожим функционалом.

Мы провели опрос, в результате которого 46 процентов сотрудников выразили удовлетворенность должностным окладом по факторно-балльной шкале (ФБШ). Противоположного мнения придерживается 49 процентов, их аргументы: отсутствует премия и не учитывается общий трудовой стаж. Пять процентов от общего числа респондентов воздержались от ответа.

Увеличение размера ежемесячного оклада подтвердили 77 процентов опрошенных. Если 56 процентов сотрудников поддерживают подход, когда министр самостоятельно распределяет по ФБШ должности и структурные подразделения минис-терства, то 41 процент — против, три процента воздержались от ответа.

Последующее внедрение новой системы оплаты труда будет обеспечено в первую очередь за счет внутренних резервов государственных органов. По предварительным расчетам Министерства национальной экономики, для реализации новой системы оплаты труда требуется примерно 285 миллиардов тенге.

В нынешнем Послании народу Казахстана Елбасы поручил ускорить приватизацию и консолидацию подведомственных организаций. Высвобожденные вследствие реализации этого поручения средства будут направлены на внедрение новой системы оплаты труда государственных служащих на основе факторно-балльной шкалы.

Министерством национальной экономики и Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции проведен функцио-нальный анализ деятельности подведомственных организаций, по итогам которого выработаны определенные подходы. Это оптимизация подведомственных организаций; сокращение госслужащих за счет оптимизации контрольно-надзорных функций и автоматизации государственных услуг; централизация вспомогательных служб в территориальных подразделениях министерств, в том числе пересмотр нормативов вне-штатных работников.

Стоит отметить, что при оптимизации кадров руководители будут обязаны обучить и трудоустроить высвобождаемых сотрудников. Уже сейчас, согласно статье 53 Бюджетного кодекса РК, руководители госорганов вправе использовать сэкономленные средства для повышения заработной платы работников.

Указанные подходы согласовываются с Канцелярией Премьер-Министра. Принятие разработанных норм позволит поэтапно перейти на новую систему оплаты труда государственных служащих по мере готовности органов с учетом средств, изысканных в результате оптимизации расходов.

Нурлан ЕРКЕБАЕВ,
заместитель руководителя департамента Агентства РК
по делам государственной службы и противодействию коррупции
по Жамбылской области

Комментарии закрыты.