The news is by your side.

Чтобы не быть обманутыми

Проверить качество товара покупатели могут самостоятельно

В редакцию нашей газеты нередко обращаются граждане, которым продали некачественный товар или просроченный продукт. Случается такое не только на рынках, но и в магазинах. Каждому потребителю следует знать, что делать и куда обращаться в таких случаях, как впредь обезопасить себя от таких покупок. 

Как известно, с нынешнего года вводится мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства.

— Мораторий будет действовать три года. Проверка с посещением объекта может быть проведена только в случае, если поступили сигнал или жалоба о нарушениях, которые потенциально несут угрозу жизни и здоровью населения. Вместе с тем по указанию Комитета контроля безопасности товаров и услуг проводятся лабораторные исследования подозрительных товаров, которые закупаются прямо со складов, — отмечает заместитель руководителя департамента Комитета контроля безопасности товаров и услуг по Жамбылской области Газиз Надуев. — Не всегда виновным оказывается производитель. Зачастую продукты питания могут испортиться при неправильной транспортировке или нарушении условий хранения. А недобросовестные реализаторы хоть и замечают это, все равно выставляют продукцию на продажу, чтобы избежать убытков.

Если приобретенная продукция оказалась недоброкачественной, жители региона могут обращаться в органы, находящиеся в компетенции названного департамента. По вопросам, касающимся защиты прав потребителей, следует обращаться в департамент Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК по Жамбылской области.

По словам руководителя отдела контроля и надзора за неинфекционными заболеваниями на объектах общественного питания департамента Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Махфузы Давиловой, в минувшем году в подразделения ведомства поступило 12 жалоб на плохое качество продуктов питания. В шести случаях продукты были приобретены в торговых объектах (супермаркетах, продовольственных магазинах, торговых киосках), пять жалоб поступило на качество блюд в объектах общественного питания и одна жалоба — на продукцию пекарни. При проверках факты, указанные в жалобах, подтвердились на десяти объектах.

— Жалобы от населения касались некачественной пищевой продукции, реализуемой в магазинах и на рынках: шоколадных конфет, колбасных изделий, сосисок, хлеба. Поступили обращения на недоброкачественную и испорченную продукцию, реализуемую в кафе, ресторанах, столовых. Мы тщательно проверили все факты и приняли меры административного воздействия к тем, кто нарушил требования законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Наложены штрафы на общую сумму 1035250 тенге, выданы предписания об устранении нарушений, — отмечает М. Давилова.

Между тем обезопасить себя от покупки некачественных продуктов питания и непродовольственных товаров можно с помощью специального мобильного приложения «Wipon». Его можно бесплатно скачать на смартфон через Play market и App store. Достаточно открыть приложение и просканировать штрих-код товара. В первую очередь потребитель узнает, отсутствует ли данный продукт в реестре несоответствующей продукции. Кроме того, получит ценные сведения, а именно: наименование товара, производитель, страна производства, номер партии, дата изготовления, сроки годности. Можно сканировать эти сведения и отправлять в режиме реального времени в Комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг Минздрава. Кроме того, потребитель может сделать видеозапись на месте продажи подозрительной продукции и отправить ее через то же приложение.

Через приложение «Wipon» можно проверить легальность продаваемой алкогольной продукции, принять участие в республиканской акции «Требуй чек — выиграй приз!» ознакомиться с ценами на потребительские и иные товары.

Закон «О защите прав потребителей» разрешает вам вернуть продавцу некачественный и просроченный товар, и даже тот, который по тем или иным причинам не подошел покупателю. Однако существуют определенные правила возврата товара. Продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки в течение 14 календарных дней со дня приобретения. Исключение составляют лекарственные средства, изделия медицинского назначения, нательное белье и чулочно-носочные изделия, животные и растения, метражные товары.

Если же проданный товар был с истекшим сроком годности, не соответствует требованиям технического регламента, выпущен с нарушением прав интеллектуальной собственности, то продавец (изготовитель) обязан обеспечить его обмен или возврат независимо от употребления, сохранения товарного вида, потребительских свойств, пломб, ярлыков в течение 30 календарных дней со дня приобретения. При возврате товара потребителю возвращают сумму покупки.

Для этого необходимо предъявить фискальный чек либо доказать факт приобретения товара. В большинстве магазинов или супермаркетов не разрешают фотографировать или использовать видеокамеру. Однако по закону покупатель имеет право фотографировать товар, что подтвердит факт покупки, если чек не был выдан.

Специалисты Комитета по регулированию естественных монополий призывают сохранять чеки и документацию на товар в течение срока годности или гарантии. Так можно вернуть свои деньги или обменять товар.

Екатерина САФОНКИНА

Комментарии закрыты.