The news is by your side.

Делают ставки. Станут ли новые машины доступнее после пересмотра тарифов на утильсбор?

Станут ли новые машины доступнее после пересмотра тарифов на утильсбор?

В стране возобновлен прием утилизационных платежей. Их отправляют на новые реквизиты акционерного общества «Жасыл Даму» в банках второго уровня. По информации сайта primeminister.kz, с момента передачи функции «Оператора РОП» в «Жасыл Даму» уже выдано 865 сертификатов.

Что же собой представляют утильсбор, как он производится в других странах и почему к нему такое внимание в Казахстане?

 

Мировая практика

Во многих странах Европы утилизационного сбора нет. Этим вопросом занимаются крупные автомобильные компании или импортеры. Когда приходится отдавать машину на переработку, владелец не платит ничего, даже может получить прибыль от продажи переработанного металла, например.

В Японии разработали уникальную систему утильсбора. Человек покупает автомобиль, новый или подержанный, и платит утилизационный сбор как потенциальный конечный владелец. Но если он экспортирует транспортное средство или продает, получает деньги обратно, потому что уже не является конечным владельцем. К сумме возврата начисляются проценты от государственных облигаций.

В некоторых странах Европы утилизационный сбор несопоставим по ценам с казахстанскими. В Норвегии при постановке на учет автомобиля человек платит за утильсбор примерно 120000 тенге, а когда привозит авто на переработку, ему выплачивают 150000 тенге за фактическую утилизацию. То есть получает больше, чем платит за сбор.

 

А как у нас?

Сегодня суммы сборов зачастую достигают стоимости приобретаемого автомобиля, что делает его дороже в два раза. Например, на легковые авто установлен сбор в коридоре 437 тысяч — 3,3 миллиона тенге в зависимости от технических характеристик.

Помимо этого, покупатели при ввозе легкового транспорта из зарубежья должны оплачивать первичную регистрацию, расходы на установку кнопки глонасс в рамках Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Причем большую часть собранных утилизационных платежей занимают именно сборы по импортированным авто. В итоге автопарк в стране сокращается и устаревает.

По данным директора ТОО «Улагат Консалтинг Групп», экономиста Марата Каирленова, в 2014 году в стране насчитывалось пять миллионов легковых автомобилей, сейчас — 3,6 миллиона. Это без учета машин с российскими, армянскими, кыргызскими номерами, которых в респуб­лике около 200 тысяч. Половина автопарка страны выпущена более чем 20 лет назад, машины со сроком эксплуатации менее 10 лет составляют около трети от общего количества. И это имеет негативные последствия.

— Важна стоимость перевозок, логистика. Для нашей страны это очень важно как на макроуровне — железные дороги, автомобильные перевозки, так и в секторе малого бизнеса. Большой мультипликативный эффект будет, если стоимость перевозок и логистики снизятся, — считает Марат Каирленов.

Кроме того, экономист полагает, что необходимо уходить от порочной практики, когда в цену автомобиля при покупке входит утилизационный сбор.

— В Европе оплачивают этот вид сбора при сдаче автомобиля в утиль, а у нас на 15 лет раньше. На мой взгляд, это неправильная практика. ТОО «Оператор РОП» должно вернуть деньги, которые собрало, государству, — заявил он.

 

Сколько было собрано?

Финансовая сторона деятельности частной компании «Оператор РОП», монополиста по сбору утилизационных платежей в течение пяти лет, остается загадкой.

При этом статус данной компании прописан в Экологическом кодексе РК. Ее создавали с целью улучшения экологии за счет обновления автопарка в Казахстане, стимулирования производства автомобилей и сельхозтехники, переработки отходов, финансирования научно-исследовательских работ. По данным Союза независимого автобизнеса Казахстана, с начала работы компании «Оператор РОП» общая сумма собранного утилизационного сбора составила более 614 миллиардов тенге.

Наибольший приток платежей приходится на импортеров транспортных средств — 288 миллиардов тенге. На втором месте по уплате сбора — производители транспортных средств с 248 миллиардами тенге. Далее идут производители сельскохозяйственной техники — 35 миллиардов, производители и импортеры автокомпонентов — 33,9 миллиарда, производители и импортеры отходов упаковки — 604 миллиона, производители и импортеры кабельно-проводниковой продукции — 110 миллионов тенге.

Цифры по расходам оператора за указанный период полностью не раскрыты. Известно, что на стимулирование автопрома, включая сельхозпроизводителей, направлено 295 миллиардов тенге. В частности, на производителей агротехники здесь приходится всего 7,4 процента. На оплату корпоративного подоходного налога ушло 48 миллиардов, на выплаты населению за сдачу старого транспорта — 30 миллиардов, расходы на сбор и утилизацию вышедших из эксплуатации транспортных средств и самоходной сельскохозяйственной техники — 29 миллиардов, внедрение технологий и совершенствование материально-технической базы организаций, осуществляющих сбор, транспортировку, подготовку к повторному использованию, сортировку, обработку, переработку, обезвреживание и утилизацию отходов, 25 миллиардов тенге. Куда был потрачен остаток в размере 181 миллиарда тенге, вопрос открытый.

 

Не подешевеют?

Заместитель председателя правления ассоциации «КазАвтоПром» Артур Мискарян рассказал одной из республиканских газет, что всеобщего оптимизма относительно удешевления автомобилей не поддерживает. По крайней мере до тех пор, пока не спадет дефицит, который усугубился в результате коронавирусной пандемии в 2020 году, когда из-за повсеместного локдауна почти все автопроизводители снизили объемы производства и отменили часть заказов у производителей электроники. Последние не растерялись и перенаправили микрочипы производителям гаджетов и другой электроники. Кстати, перекос в их сторону наблюдался и до этого. Но именно пандемия определила главные приоритеты производителей микрочипов. И это вовсе не автопромышленность, на которую, по данным Банкавто, приходится менее 10 процентов от общего объема продаж полупроводников в мире.

— Что мы имеем сейчас? Крупные мировые автопроизводители в разы сокращают свое производство. При этом спрос на автомобили растет, — говорит Артур Мискарян. — В Казахстане, начиная с 2017 года, наблюдается ежегодный рост продаж новых автомобилей на 20-25 процентов. В апреле 2020 года произошло резкое снижение — автосалоны фактически не работали из-за локдауна. Но даже тогда в стране продали 90 тысяч новых автомобилей. Результат 2021 года, по предварительным оценкам, — 115 тысяч машин! Растущий спрос при ограниченных объемах предложения определяет ценовую динамику — это естественное явление в рыночных условиях.

И именно эта формула сейчас действует. Да еще курсы валют.

— Теоретически пересмотр ставок утильплатежа может повлиять на ценообразование автомобильного рынка, но на достаточно короткий промежуток времени. А вот практически я бы на это сильно не надеялся, — заключил А. Мискарян.

 

Делают ставки

Ранее сообщалось, что министерство индустрии и инфраструктурного развития готовит расчеты по новым ставкам утильсбора. Об этом сообщил министр экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешев. «По автомобилям и сельхозтехнике… Министерство индустрии и инфраструктурного развития нам должно представить свои расчеты и коэффициенты по этим ставкам. После согласования с общественностью мы их утвердим», — сказал он на пленарном заседании Мажилиса.

Напомним, 11 января на заседании Мажилиса Президент Касым-Жомарт Токаев сказал, что утилизационным сбором должна заниматься государственная компания, а не частная.

— У предпринимателей и в целом в обществе множество вопросов вызывает деятельность компании, которая называется «Оператор РОП». Дошло до того, что было организовано некое общественное движение против этой частной компании. Я поручаю Правительству принять меры по прекращению утилизационного сбора и распоряжению утилизационным сбором «Оператором РОП». Этим должна заниматься государственная организация, как положено в зарубежных странах. Что касается самих сборов, следует пересмотреть их ставки, — сказал он.

Союз независимого автобизнеса Казахстана, а также инициативная группа #НЕТУТИЛЬСБОРУ подготовили предложения и адресовали их Касым-Жомарту Токаеву. В частности, ими предлагается создание государственного оператора исключительно в форме республиканского государственного предприятия, которое будет подотчетным Комитету казначейства, Счетному комитету Министерства финансов Республики Казахстан, а также согласовать контроль и регулирование деятельности оператора с Агентством по защите и развитию конкуренции РК согласно Предпринимательскому кодексу Республики Казахстан. Организационно-правовая форма в виде РГП позволит оператору стать участником международных соглашений. В частности, предоставит возможность Казахстану принимать в зачет уже оплаченный утилизационный сбор в странах ЕАЭС. Таким образом, гражданам с российским учетом будет дана возможность легализовать автотранспорт с уже оплаченными сборами в РФ, а также гражданам РК, вывозящим авто в рамках ЕАЭС, засчитывать уплаченный утильсбор в странах Содружества Независимых Государств.

Предлагается также пересмотреть ставки утилизационного сбора: на кабельно-проводниковую продукцию, сельскохозяйственную технику, спецтехнику и грузовой автотранспорт — по ноль тенге; на автотранспорт — 100000 тенге; на электрическое и электронное оборудование — ноль тенге до конца 2022 года. Предлагается исключить возможность финансирования поддержки автопроизводителей и производителей сельскохозяйственной техники за счет утилизационного сбора, рассмотреть возможность их государственной поддержки за счет других имеющихся государственных институтов, создать государственную комиссию по вопросу пересмотра утилизационного сбора под председательством Премьер-Министра РК, включить в состав комиссии уполномоченных органов, представителей бизнес-ассоциаций и союзов, а также участников группы #НЕТУТИЛЬСБОРУ.

Есть еще ряд других предложений — подготовить проект изменений в Экологический кодекс Республики Казахстан, поручить Министерству внут­ренних дел, Министерству финансов совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития проработать вопрос о снижении ставок первичной регистрации автотранспорта до принятых в Российской Федерации, поручить Генеральной прокуратуре проведение всестороннего объективного расследования распоряжения средствами утилизационного сбора ТОО «Оператор РОП» в период с 2016 по 2021 год.

Примут ли во внимание данные предложения, станет известно в конце февраля. Именно тогда обещают озвучить конкретные установленные суммы. Ну а пока автомобилисты платят по старым тарифам, но уже новому оператору.

Подготовила
Айжан АУЕЛБЕКОВА

Комментарии закрыты.