The news is by your side.

Дети в Интернете. Важно не допустить окончательного ухода ребёнка в виртуальный мир

Важно не допустить окончательного ухода ребёнка в виртуальный мир

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы, что жизнь без них сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер — такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым, совсем недавно казалось чудом техники, для них просто любопытная вещь, с которой можно возиться, как со всякой новой игрушкой.

Как правило, знакомство детей с техникой происходит незаметно для самих родителей: вначале ребенок наблюдает, как мама и папа работают на компьютере или смотрят телевизор, потом пытается сам дотянуться до ярко мигающей кнопочки Power, стащить со стола пульт дистанционного управления, мышку или постучать по клавиатуре. А уж если малышу в руки попадет планшет с сенсорным экраном, то забрать его удается только со скандалом.

В огромном мире детских компьютерных игр есть игры для этого возраста: малыш может раскрашивать раскраски на компьютере или собирать пазлы. Для детей младшего дошкольного возраста найдется множество интересных развивающих игр, особенно если речь идет о планшете. Более того, планшет иногда становится настоящим спасением для молодой мамы, особенно когда нужно чем-то занять ребенка в долгой поездке или очереди в поликлинике. Однако, как и в любом деле, важно знать меру.

Если маленького ребенка невозможно оторвать от компьютерных игр без последующей истерики — это, конечно же, проявление изначально неправильной политики отношения взрослых. Родители то сильно беспокоятся о вредном влиянии компьютера, то вдруг будто забывают об этом, позволяя ребенку играть часами. А поскольку единых требований в семье нет, то он поступает, как ему хочется. Дети «уходят» в Интернет, прячась от семейных неурядиц, компенсируя собственное одиночество, или потому, что им трудно общаться с домочадцами.

На сегодняшний день возраст активного пользования компьютером снижается, пятилетние дети умеют обращаться с ним намного лучше, чем многие взрослые.

Компьютер часто называют драконом, который питается детскими душами. Ребенку свойственна любознательность, он устремляется ко всему новому, захватывающему и часами проводит время в Интернете. Но детская психика находится на стадии формирования, она уязвима, и поэтому компьютер, а в частности компьютерные игры, могут стать причиной нарушений психического и интеллектуального развития детей. Это выражается в болезненном пристрастии, потере чувства реальности. У детей ухудшается работа памяти, быстро меняется настроение, они перестают фантазировать, не могут создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Подростки элементарно не могут выполнять простейших математических и алгебраических действий и логически рассуждать.

В настоящее время набор приложений и веб-сайтов, которые используют дети и подростки, постоянно растет. Многие из них безопасны и предназначены для развлечения, однако отдельные могут быть источником определенных рисков. Считается, что наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные на быстроту реакции, военизированные остросюжетные игры — так называемые «стрелялки», «убивалки», «догонялки». Многим компьютерные игры могут даже заменить сон и еду, реальное общение со сверстниками.

Медики бьют тревогу: подвергаются риску органы зрения, двигательный аппарат, органы желудочно-кишечного тракта. Так, неправильная позиция за рабочим местом — это основная причина развития заболеваний позвоночника у детей.

Взрослые порой не знают, чем занимаются их дети в Интернете, а любые вопросы те воспринимают в штыки. Ребенок также игнорирует все дела по дому, включая свои обязанности — убирать в своей комнате, мыть за собой посуду. Праздникам, общению с близкими и друзьями предпочитает Интернет. Если у него забирают ноутбук, он тут же выходит в Сеть через телефон. Учителя жалуются на неуспеваемость, небрежность, рассеянность школьников. Как правило, родители замечают это поздно, начинают кричать, угрожать, наказывать ребенка, который в ответ реагирует агрессией, истерикой или замыкается в себе.

Оставшись вне доступа Сети, ребенок становится раздражительным и даже агрессивным, порой не знает, чем себя занять. И этот вакуум должен быть чем-то заполнен. Необходимо переключить внимание ребенка на другие занятия — записать его в кружок, спортивную секцию, развивать творческие способности, если такие есть, больше свободного времени проводить на свежем воздухе, привлекать его к совместным делам. Если вы заметили, что компьютер дети предпочитают книге, — это тревожный знак. Сколько бы полезной информации ни было бы в Интернете, стоит попытаться заинтересовать чадо книжкой.

Важно знать, что спасением ребенка от компьютерной зависимости является собственный пример. Если в семье папа или мама часами будут проводить время в Интернете, ребенок в любом случае будет подпадать под это влияние.

Как считают специалисты по детской онлайн-безопасности Лаборатории Касперского, в Сети дети рискуют столкнуться с неприятностями. Опасности включают также нежелательное общение с незнакомцами, непреднамеренное раскрытие личной информации и кибербуллинг, от которого ребенок не в силах спрятаться. Мошенникам на руку излишняя открытость юных пользователей. Они составляют более четверти жертв фишинга и треть жертв мошеннических схем с просьбами о помощи от «друзей и знакомых». Также среди распространенных видов мошенничества с использованием цифровых технологий — лотереи, подарочные акции, спам с заманчивыми предложениями, поддельные кошельки платежных систем и другое.

Поэтому необходимо применять защиту от любого вида мошенничества — специальные настройки, например, семейные аккаунты, программы родительского контроля. Взрослым надо постоянно повышать цифровую грамотность и выстраивать доверительные отношения с ребенком. Важно внимательно относиться к онлайн-интересам детей и их цифровой жизни. Постоянно быть в курсе того, во что дети играют, за какими блогерами следят в социальных сетях. Однако при этом важно сохранять личные границы, не читать личную переписку ребенка. Родителям важно объяснять правила поведения в цифровом мире на понятном ребенку языке.

Споры о вреде и пользе компьютера для детей не утихают с самого появления этого продукта новых технологий в наших домах. Тут все дело в чувстве меры: недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное — ухудшает. Чтобы не навредить здоровью, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит в Интернете.

Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше с ними общаться.

Елена КЕМ

Комментарии закрыты.