The news is by your side.

Дом, где живёт история

85-летию областного музея посвящается

Сегодня в Казахстане тема изучения национальной истории как никогда актуальна. По поручению Президента страны Нурсултана Назарбаева реализуется программа «Народ в потоке истории», в рамках которой ученые страны, особенно историки, археологи, опираясь на новейшие данные и вновь открывающиеся источники, переосмысливают исторические процессы. И здесь огромную роль играют музейные собрания, хранящие уникальные экспонаты и документы. 

Юбилей — 85-летие Жамбыл-ского областного историко-краеведческого музея — дает возможность вспомнить те далекие времена и тех, кто находился у истоков музейного дела в нашем регионе. Поистине эти люди достойны вечной памяти благодарных потомков.

 

Зарождение

Жамбылский областной историко-краеведческий музей был открыт в 1931 году, свидетельствуют пожелтевшие страницы документов из государственного архива Джамбулской области. Заслушав доклад первого директора П. Р. Косивцева о собранных экспонатах, участники заседания в своем протоколе записали: «Музей открыть 25 августа, о чем объявить через радиоузел Аулие-Атинского городского Совета. Открыть для посетителей с 5 до 8 часов ежедневно, а для экскурсий — по особой договоренности. Вход бесплатный».

В одной из записок того периода мы узнали, что музей занимал небольшое здание на старом узбекском кладбище возле мавзолея Карахана. Это была перестроенная летняя мечеть, состоящая из двух экспозиционных залов, площадью 328,5
квадратного метра, канцелярии и комнаты сторожа. Водопровода и канализации не было, три печи, 11 окон. Помещения отапливались саксаулом и торфом. Штат работников — три человека.

Музей до конца 1939 года считался городским, а в 1940 году в связи с организацией Джамбулской области музей автоматически перешел в другой статус — он стал областным, без каких либо предварительных вопросов о реорганизации.

 

Великая Отечественная война 1941 — 1945 годов

В крайне запущенном состоянии областной историко-краеведческий музей встретил начало Великой Отечественной войны. В военные годы музей не получал финансовой поддержки на ремонт, содержание здания и приобретение музейных экспонатов.

Скудный фонд состоял из нескольких рукодельных вышивок, аппликаций и узоров, детских рисунков. А также работал отдел природы, имевший несколько чучел птиц и животных. Предметов археологии не было, для экспозиции некоторые экспонаты временно арендовались у Археологического пункта Академии наук Казахской ССР.

Деятельность музеев в годы Великой Отечественной войны — трагическая и яркая страница истории музейного дела в СССР. С большими трудностями и с риском для жизни эвакуировались фонды музеев прифронтовой полосы — Смоленска, Новгорода, Пскова, Орла, Воронежа, Курска, Севастополя. Музейные ценности приняли Алма-Ата, Армавир, Ашхабад, Ереван, Киров, Курган, Пенза, Ташкент, Уральск, Фергана и другие тыловые города. В наш регион был эвакуирован Воронежский историко-краеведческий музей.

Музей несколько раз закрывался, финансирование прекращалось. Помещение музея сдавалось в аренду педагогическому училищу, людей сокращали, так, в сентябре 1941 года было сокращено 13 сотрудников. Были времена, когда музей оставался под присмотром только одного сторожа. Без хозяйского глаза многие экспонаты потерялись, часть фондов пришла в негодность.

Музейные сотрудники, как и весь советский народ, достойно пережили лихую годину. В архиве музея имеется протокол собрания Джамбулского областного историко-краеведческого музея от 10 декабря 1941 года. На повестке дня только один вопрос: о подписке на денежно-вещевую лотерею и отчисление на строительство танковой колонны. Общим собранием постановили: подписаться на денежно-вещевую лотерею на 20 процентов месячного заработка и произвести перечисление денег за лотерейные билеты до 15 февраля 1942 года. Внести однодневный заработок на строительство танковой колонны.

 

Восстановление. Первые экспозиции

По окончании войны началось оживление в музейном деле. С отъездом Воронежского музея начались работы по восстановлению и реорганизации собственной экспозиции, завершившиеся открытием новой экспозиции в 1947 — 1948 годах.

Характерной чертой послевоенных десятилетий стало активное участие музейных сотрудников в экспедициях, в обработке фондовых материалов, в построении экспозиций. Как следствие, музейные собрания пополнились предметами археологии, этнографии, истории и культуры.

Оживилась работа музея после прихода сотрудников, имеющих специальное образование и опыт. Один из них — Лазарь Израилевич Ремпель, бывший научный сотрудник Музея восточных культур и Всесоюзной академии архитектуры, бывший преподаватель Московского института философии, литературы и истории. Он был выслан в 1937 году в Бухару как член семьи изменника Родины, в Бухарском и Самаркандском музеях работал научным сотрудником, а после пересылки в Джамбул — старшим научным сотрудником областного музея (1948 — 1954 годы).

Под руководством Ремпеля работа музея приняла научно-краеведческий характер. В кратчайшие сроки была создана первая экспозиция, разработанная на научной основе. Она включала такие отделы, как «Происхождение Вселенной и жизни на Земле», «Природа Джамбулской области. Ее физическая география. Производительные силы и их социалистическое освоение. Растительный и животный мир», «Древнее общество на территории Казахстана и в долине Таласа», «Феодальный строй и феодальные государственные образования до Великой Октябрьской социалистической революции» с подразделами: до образования Казахского ханства и Казахское ханство в ХVІІІ — ХІХ веках, национально-освободительная борьба казахского народа, Великая Октябрьская социалистическая революция, отдел социалистического строительства и культуры.

В 1957 — 1958 годах, руководствуясь решениями ХХІ съезда КПСС, большинство разделов экспозиции подвергли значительной перестройке с учетом требований времени.

В эти же годы при музее в течение трех месяцев работал школьный крае-ведческий кружок, главным образом по сбору минералов. Пропаганда крае-ведения вне стен музея осуществлялась заметками в областной газете.

 

Оттепель 50-х

Оживление в деятельности краеведческих музеев наступило в конце 1950-х — начале 1960-х годов, что было связано с общими процессами демократизации в стране, возрождением краеведческого движения. В 50 — 60-х годах областной музей впервые начал проводить собственные самостоятельные экспедиции.

В 1949 году Джамбулский областной музей впервые получил на научную работу 2000 рублей и использовал эту сумму на организацию небольшой комплексной экспедиции в низовья Таласа. Результатом экспедиции явилась статья научного сотрудника музея — кандидата наук
Л. Ремпеля «Археологические памятники низовьев Таласа», включенная Институтом археологии Академии наук Казахской ССР во второй том издаваемых материалов по археологии Казахстана.

В те годы выявлен ряд старинных городищ: Тектурмас, Кургунбай тобе, Яны курган и другие. Музейные фонды значительно пополнились древнейшими образцами поливной и неполивной керамики, изделиями из бронзы, сфероконусами, гербариями.

Под руководством Л. И. Ремпеля были проведены раскопки зороастрийского кладбища и обнаружены изумительные образцы работ древних мастеров — оссуарии, сосуды, крышки.

Экспонаты музея изучались работниками Ленинградского отделения Института истории, материальной культуры Академии наук СССР, мастерами ташкентских промышленных артелей. Результатом этого явились несколько научных работ об экспонатах музея, опубликованных в изданиях Академии наук СССР.

Исторический документ хранится в фондах музея — письмо от 29 января 1972 года, написанное от руки зеленой пастой на трех листах из блокнота, рассказывающее о переписке научных сотрудников Анатолия Попова и Кузембая Байбосынова с Миром Касымовичем Кадырбаевым, одним из выдающихся ученых Казахстана, внесшим неоценимый вклад в развитие отечественной археологической науки. Именно под его руководством были исследованы уникальные и ставшие эталонными памятники Актюбинской области — могильники Бесоба, Сынтас, Жалгызоба. Он одним из первых охарактеризовал петроглифы Южного Казахстана как отражающие мифологию и расселение индо-иранских и тюркских народов. В письме он просит ответить на некоторые вопросы Кузембая Байбосынова, работавшего в музее в те годы завотделом.

Ученого заинтересовали петроглифы, которые описывал К. Байбосынов, чтобы провести сравнение с наскальными рисунками, найденными его экспедицией в Сузакском районе на северных склонах Каратау, среди которых особенно ценными оказались 14 колесниц, запряженных лошадьми и верблюдами.

 

Кладу нужны кладовые

Фондовая работа в музее — одно из ведущих направлений деятельности, которая включает комплектование, учет, хранение и изучение объектов наследия. Сколько бы ни существовал музей, проблема строительства фондовых помещений остается актуальной. Отдельного фондового помещения музей не имел и не имеет до сих пор, хотя еще в 1954 году комиссия из Министерства культуры Казахской ССР потребовала отдельные здания для музея и его фондов.

А фонды музея продолжали расти. В 1958 году начальник экспедиции Академии наук Алпысбаев передал в дар музею коллекцию кремневых орудий древнейшего человека с хребтов Каратау, имеющую широкое научное значение, так как подобные находки (если иметь в виду территорию СССР) встречались только на Кавказе. Древность их составляет несколько сотен тысяч лет.

Семь каменных изваяний (балбалов) VІ — VІІ вв. н.э. были доставлены из колхоза «Кызылту» Луговского района.

Очень много ценных экспонатов поступило от членов краеведческого кружка и школьников. Этнографические предметы, такие как изделия из дерева, бытовая утварь, были куплены у населения за наличный расчет.

Многие экспонаты, полевой материал, который был найден при раскопках на городище Тараз или на других объектах, обычно передавались в Алма-Ату, в Национальный музей. Очень интересный факт зафиксирован в известном романе Юрия Домбровского «Хранитель древностей». Главный герой романа Зыбин работал в Центральном государственном музее, который с 1929 года по 1985 год находился в Свято-Вознесенском кафедральном соборе русской православной церкви. Он рассказывает: «Первое, с чем я познакомился, придя туда, был церковный чердак. На этом чердаке уже 3 года стояло несколько заколоченных ящиков с караханидскими (ХІ век) черепками — обливные, чудесные, блестящие, разноцветные, все в каких-то павлиньих и змеиных переливах; другие просто-напросто осколки горшка. А ценность у тех и других одинакова. На каждом свой шифр, например: «Тр. 35. Б. Р. З. С. 4. Б», а означает это — «Тараз. Раскопки 1935 года. Баня. Раскоп 3-й, слой 4-й. Раскопки вел Бернштам».

 

Завтра начинается сегодня

В 60-х годах музей активно стал пополнять фонды предметами по современной истории. Среди них подлинные документы дважды Героя Социалистического Труда Жазылбека Куанышбаева. Собран материал для раздела «Химия — ударный фронт строительства коммунизма».

В сборе экспонатов оказывал помощь внештатный актив музея. Так, например, врачи помогли собрать экспонаты по истории здравоохранения региона, документальный материал о развитии Аулие-Атинской шерстомойки собрал персональный пенсионер Сивцов. Умар Хайдаров, персональный пенсионер, бывший одним из организаторов комсомола в городе Аулие-Ата, прислал из Ташкента, где он проживал, свои воспоминания, фотографии, делегатский билет на III областной съезд комсомола.

За этот период была пополнена коллекция документальных источников. Немало было собрано документов о Великой Отечественной вой-не: подлинная листовка о подвигах знаменитого снайпера Ибрагима Сулейменова, полученная из города Краснодара, Грамота Верховного Главнокомандующего на имя Героя Советского Союза Пахомова, его письма с фронта, фотографии. Грамота Президиума Верховного Совета СССР с текстом Указа о присвоении звания Героя Советского Союза Мину Александру, единственному корейцу, удостоенному этой награды, орденская книжка, фотографии, наградные листы, переданные матерью героя — Ге Де-Хва. Документы комиссара партизанского отряда, ветерана войны Тындыбекова, фронтовые групповые фотографии Панфиловской дивизии, хирургические инструменты, погоны хирурга Панфиловской дивизии Г. М. Абдукаримова; фронтовой дневник, грамоты, орденские книжки гвардии сержанта Раимова, фотографии героев Советского Союза — джамбулцев Тюлькина, Саввы, Даулетбекова, Фаязова, Фазлаева, книги с дарственной надписью Бауыржана Момышулы. Документы и личные вещи Героев Социалистического Труда Моор, Ян-Чук-Сик, Мирзакулова, Сулейменова, Жантоховой, Мырзахметовой, Онгарбаевой, Галиакпарова.

Огромное влияние на культурное, политическое и экономическое развитие Джамбулской области в 50-е годы ХХ века оказали репрессированные, оказавшиеся в нашем крае не по своей воле. Это ученые-археологи, писатели, художники, артисты, инженеры. Один из них — Леонид Владимирович Брюммер, чье творчество оказало определенное влияние на развитие художественного процесса в Джамбуле. Его творческие пейзажи видов современного города Джамбула также были приобретены музеем.

В 1965 году начинает получать признание новая форма работы со школами — проведение уроков в залах музея. Инициаторами в этом деле явились учителя истории. В этот же год налаживается работа по оказанию методической и практической помощи в построении экспозиций школьным музеям на общественных началах. Например, школьный музей СШ № 11 создавался под руководством старейшего краеведа-педагога этой школы Алексея Тимофеевича Михайлова.

 

И опять про квадратные метры

В 1966 году остро встал вопрос о строительстве нового здания для музея, так как существующее помещение пришло в полную непригодность и не подлежало эксплуатации. Однако за неимением другого здания пришлось внутри экспозиционных залов установить столбы-подпорки, и музей продолжал функционировать.

Комиссия признала, что здание музея в аварийном состоянии, а экспонаты находятся под угрозой гибели.

Решением облисполкома от 31 мая 1966 года из местного бюджета выделены средства в сумме 35 тысяч руб-лей для строительства пристройки, где должна быть открыта к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции новая экспозиция отдела истории советского периода. Все работы должны были закончиться до 1 мая 1966 года.

В 1967 году к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции по указанию Джамбулского обкома Компартии Казахстана было построено здание музея рядом с мавзолеем Карахана, архитектурным памятником ХІ века, общей площадью 340 квадратных метров, с новой экспозицией отдела природы и истории досоветского периода.

В 1971 году после мощного землетрясения с мая музей находился в аварийном состоянии. В связи с этим он был закрыт для посетителей в течение пяти месяцев. Только после окончания ремонта в конце года музей открыл двери для посетителей. Однако здание его тесное, не было возможностей для расширения экспозиций.

В 1979 году музей переходит в новое помещение и продолжает активную работу по пополнению фондов. Часто в этом помогают горожане.

 

Меценатство

Наш музей открылся благодаря меценатской помощи многих людей, жителей нашего города.

Последним даром в ушедшем тысячелетии были два десятка редких книг по искусству от библиофила Р. Кязимова — в великолепном издании, суперобложке, изданные в Венгрии, Канаде, Польше, Германии.

В 2012 году ценный подарок областному музею сделал тогдашний Премьер-Министр Казахстана К. Масимов. Из своей богатой частной коллекции он передал нашему музею ковер ручной работы середины ХХ века, выполненный мастерицами Южного Казахстана.

В одном материале невозможно рассказать обо всех аспектах жизни музея. По возможности мы расскажем об этом в будущих материалах, хотелось бы только отметить, что долгие годы работы музейных работников и краеведов не прошли зря. По версии Международного совета музеев — ICOM Жамбылский областной музей признан лучшим в Казахстане и награжден дипломом «Музей года» в 2015 году. Не думаем, что за прошедший год ситуация коренным образом изменилась.

Эльма ДИЛЬДЕБАЕВА,
Людмила ХАПИЛИНА,
заведующие отделами
областного историко-краеведческого музея

Комментарии закрыты.