The news is by your side.

Дорога уходит вдаль

«Бархатные» пути Кайрата Терликбаева

В разделе «Галерея славы» международной энциклопедии «Лучшие люди» в мае сего года появилось имя нашего земляка Кайрата Терликбаева, почетного гражданина Рыскуловского района. Около 40 лет он отдал работе на стальных магистралях и сейчас возглавляет филиал АО «НК «Қазақстан темір жолы» «Луговское рельсосварочное предприятие», работа которого обеспечивает увеличение скорости движения поездов по отечественным стальным магистралям. 

Наш герой и сам из семьи железнодорожника — его отец Абдикерим был путейцем на станции Луговая. После окончания школы парень решил идти по стопам отца. В 1985 году он получил образование в Алма-Атинском институте инженеров транспорта по специальности «Путь и путевое хозяйство». Отслужив в армии, работал бригадиром текущего содержания пути, инженером-нормировщиком Луговской дистанции пути, мастером по строительству РСП-2.

У К. Терликбаева есть еще и экономическое образование — точную науку постигал в куланском техникуме. Он получил сертификат «IBS Consulting» по предмету «Международные стандарты финансовой отчетности и правила налого-обложения». С 1999 года работал главным бухгалтером Луговского рельсосварочного предприятия, а в 2007-м стал уже его директором.

О себе рассказывает неохотно. Гордится тем, что смог дать высшее образование трем сыновьям, и счастлив, что у него уже пять внуков. Зато в разговор о работе включается с энтузиазмом.

Под началом Кайрата Терликбаева работают почти 300 человек. У этих людей очень ответственная миссия: они сваривают так называемые «бархатные» пути. Это условное наименование железной дороги, расстояние между рельсовыми стыками которой значительно превосходит длину стандартного рельса в 25 метров. В нашем случае речь идет о 800 метрах! К месту укладки их подвозят на рельсовозных составах такой же длины.

— Хотя прокладка бесстыкового пути более дорогостоящая, чем звеньевого, он отличается высокими эксплуатационными качествами, обеспечивающими высокоскоростное движение поездов и снижение расходов на содержание подвижного состава и пути. Благодаря внедрению этой технологии поезда способны преодолевать как минимум 200 километров в час. Самые быстрые поезда «Тулпар-Тальго», которые нынче используются на 11 маршрутах в стране, ходят у нас со скоростью до 140 километров в час, а максимальная служебная скорость может достигать 250 километров в час. По «бархатным» стальным магистралям вагоны двигаются тихо, уже без привычного перестука колес. На сегодняшний день по бесстыковой технологии в Казахстане уложена почти половина путей. Еще у нас есть семь передвижных рельсосварочных машин, с помощью которых бригады прямо на путях соединяют рельсы, — рассказал К. Терликбаев.

По словам главного инженера предприятия Тургынбека Кожабекулы, с этого года здесь начали варить рельсы, производство которых впервые налажено в Актобе. До этого закупали в России. Специально для их транспортировки из Актобе подготовлены шесть роликовых платформ: 70-, 100- и 120-метровых.

— Раньше 25-метровые рельсы при их сборке до 800 метров припаивались в 32 местах. А при стыковке, например, 100-метровых рельсов сварка производится лишь в восьми местах, — подсчитывает старший мастер рельсосварочного предприятия Канат Альпеисов.

— На предприятии всегда много работы. В среднем за нее сотрудники получают 120 — 140 тысяч тенге в месяц. Текучести кадров почти нет. Здесь у людей есть ощущение стабильности и еще льготы: бесплатный проезд на поезде во время отпуска, летом полсотни детей сотрудников отправляем в лагерь отдыха, работники также получают курортное лечение, — говорит директор.

Кайрата Терликбаева дважды избирали депутатом областного маслихата — пятого и шестого созывов. Работает в комиссии, которая занимается жилищно-коммунальным хозяйством.

— Сейчас аул Луговой полностью газифицирован, здесь построен детский сад на 280 мест, благоустроена территория возле клуба, проводится уличное освещение. Нынче работаем над тем, чтобы в селе построить спорткомплекс, — делится своими планами народный избранник.

За свой труд К. Терликбаев получил благодарность Президента Республики Казахстан, ему присвоено звание «Почетный железнодорожник РК». Но это не главная его цель. Он стремится не столько к успеху и признанию, сколько к тому, чтобы жизнь его была наполнена смыслом. Правда, для этого иногда приходится рисковать. Но человеку нечего пугаться, ибо на острие проблем, как правило, происходят две вещи — либо судьба подхватывает тебя, когда ты падаешь, либо мироздание научит тебя летать.

Кайрат Терликбаев хорошо понял эту закономерность и стал птицей высокого полета.

Елена ЕФИМОВА

Комментарии закрыты.