The news is by your side.

Дорожная карта. Цементники ждут помощи от путейцев

Цементники ждут помощи от путейцев

Уже долгое время строительная отрасль является одним из эффективных драйверов экономики. Предприятия-производители строительных материалов удовлетворяют потребности в рабочих местах и разнообразной продукции, которая представлена как на местном рынке, так и за пределами области и пользуется спросом.

К числу таких заводов относится ТОО «Жамбылская цементная производственная компания» — один из крупнейших отечественных производителей цемента и градообразующее предприятие в Жамбылской области.

Стоит напомнить, что цементный завод был построен в рамках Государственной программы форсированного индустриального развития 2010-2014 годов в селе Мынарал Мойынкумского района Жамбылской области за счет средств французского инвестора — группы VICAT. Это первый цементный завод в РК с «сухим» способом производства. Неоспоримым преимуществом Мынаральского цементного завода является его месторасположение — вдоль автотрассы Алматы — Астана, открывающий доступ к основным строительным рынкам страны, а также к наиболее густонаселенным регионам. Производственная мощность завода — 1,6 миллиона тонн цемента в год. Завод выпускает высококачественный и востребованный цемент популярных марок.

При этом предприятие активно участвует в проектах по улучшению инфраструктуры региона, включая реконструкцию школы в поселке Мынарал, сбор и вывоз мусора, строительство водоочистительных сооружений, обеспечение электроэнергией близлежащего поселка и ремонт автодороги.

В 2022 году ТОО «ЖЦПК» оказал безвозмездную спонсорскую помощь для строительства реабилитационного центра для детей-инвалидов на 50 мест в городе Таразе на сумму 200 миллионов тенге.

В ближайших планах компании — инвестиции в строительство футбольной площадки для детей села Мынарал.

Директор компании Пьетро Кала рассказал, что 2022 год был успешным для цементного завода, особенно первое полугодие, когда отмечался повышенный спрос на цемент. Это позволило заводу отгрузить большие объемы продукции в основные регионы сбыта: Жамбылскую область, города Алматы, Астану и на экспорт в Кыргызстан.

— Ситуация на рынке изменилась во втором полугодии: нам пришлось сократить объемы производства цемента частично из-за сложностей с транспортировкой по железной дороге и частично из-за ограничений в поставках электроэнергии, а также из-за снижения рыночного спроса. Несмотря на эти неблагоприятные факторы, в прошлом году завод смог достичь лучших производственных результатов с момента ввода в эксплуатацию благодаря высокому профессионализму и техническому мастерству наших сотрудников. Мы с гордостью можем сказать, что ТОО «ЖЦПК», безусловно, является одним из лучших действующих цементных заводов в РК, — отметил Пьетро Кала.

— В прошлом году благодаря большому запасу произведенной продукции нам удалось осуществить традиционный зимний плановый ремонт в октябре 2022 года, а не в ноябре-декабре, как это делалось ранее. Это значительно облегчило работу сотрудникам и подрядным организациям, так как ремонтные работы выполнялись при более благоприятных погодных условиях, — продолжил он. — Финансовые результаты компании формируются на основе объема реализации готовой продукции. В прошлом году ТОО «ЖЦПК» перечислило в бюджет Жамбылской области налоги с доходов на сумму порядка 1,9 миллиарда тенге. Помимо этого, компания заплатила около 3,434 миллиарда тенге НДС и 246 миллионов тенге прочих отчислений в бюджет. ТОО «ЖЦПК» является одним из крупнейших налогоплательщиков региона, вносит заметный вклад в развитие Жамбылской области.

В целом положительные производственные итоги прошлого года позволяют строить позитивные планы на 2023 год при условии, если будут решены общие системные проблемы логистики. В 2022 году завод произвел почти 1,4 миллиона тонн цемента. Не менее 15 процентов продукции было отгружено в Жамбылскую область, в основном Тараз и Шу, а также около 500 тысяч тонн тарированного цемента, что составляет 35 процентов от общего объема.

— Не менее 20 процентов нашего цемента было отгружено на экспорт, таким образом, ТОО «ЖЦПК» вносит свой вклад в финансовые результаты внешнеторгового баланса государства, — подчеркнул руководитель предприятия. — Для примера, почти весь производимый объем цемента отгружается по железной дороге. Грузооборот ТОО «ЖЦПК» в 2022 году составил 20 тысяч вагонов с цементом, большая часть из которых была отправлена за рубеж или в удаленные регионы Казахстана.

Что касается планов на перспективу, объем производства обусловлен рыночным спросом: завод выпускает тот объем цемента, который может быть отгружен потребителям. К тому же имеются технические ограничения для складирования большого количества продукции. Вот почему очень многое зависит от спроса на рынке. В данный момент ситуация не совсем понятна: как правило, зимой на рынке строительных материалов отмечается низкая активность.

— Ситуация прояснится в ближайшие месяцы и станет понятно, сохранятся ли проекты по строительству жилья и инфраструктурных объектов на том же уровне, что и в прошлом году. Большинство строительных проектов реализуется за счет государства, но и частные инициативы могут существенно повлиять на спрос. ТОО «ЖЦПК» готово поставить на рынок необходимый объем цемента и даже превысить результаты 2022 года, — поделился П. Кала. — Однако, как мы видим, существуют очень большие проб­лемы со стороны железнодорожной логистики. По определенным причинам последние несколько месяцев национальный оператор АО «НК «КТЖ» не в состоянии гарантировать постоянный уровень сервиса, в результате чего оборачиваемость наших вагонов по железной дороге существенно снизилась, а время в пути значительно увеличилось по сравнению с прошлыми годами. Если ранее наши вагоны в среднем делали 3,5 рейса в месяц от завода до клиента и обратно, то сегодня этот показатель упал до менее двух рейсов в месяц. Это означает, что при такой эффективности логистики на железной дороге мы потеряем до 30 процентов от объемов, поставляемых в прошлые годы.

По словам руководителя цементного производства, предприятие также сталкивается с проблемами поставки сырья по железной дороге (уголь и прочее). Всего грузооборот с сырьем составляет около 10 тысяч вагонов в год. В настоящее время поставки сырья на завод стали нерегулярными и непредсказуемыми из-за проблем железной дороги. Иногда возникает риск остановки завода из-за отсутствия сырья. Ситуация на транспорте отрицательно влияет на всю отечественную цементную отрасль.

— В результате в разгар строительного сезона мы прогнозируем следующие последствия. Цены на цемент могут существенно повыситься из-за недопоставки цемента клиентам. При этом некоторые регионы могут больше испытывать проблемы с логистикой, чем другие. Отсутствие цемента на рынке может привести к замедлению строительных проектов с потерей рабочих мест и финансовыми убытками строительных компаний. Реализация государственных проектов также может идти с отставанием из-за нерегулярных поставок цемента. И, наконец, снизится экспорт, что отразится на доходах Казахстана от внешней торговли. В связи с этим нам очень сложно с уверенностью строить планы на 2023 год. Мы надеемся, что проблемы, связанные с железной дорогой, будут в скором времени решены, и мы вернемся к нормальному ритму работы. Лишь только решив эти проблемы, предприятие сможет успешно работать, не сокращая рабочие места, и пополнять бюджет области за счет налоговых отчислений.

Валихан ТАЛГАТОВ

Комментарии закрыты.