The news is by your side.

Дорожная правда

Покореженные машины полицейские планируют возить по всей трассе, чтобы заставить водителей задуматься...

Что приводит к транспортным авариям

После публикации корреспонденции «Когда дороги перестанут убивать?»  в газету пришли сотрудники дорожно-технических инспекций городского управления полиции и департамента полиции старший лейтенант Ильхом Газиев и полковник Ербол Бибазаров.

Во всех бедах на дороге всегда обвиняют полицейских, тогда как именно мы проводим работу, не заметную со стороны, — сразу обозначили претензию полицейские и рассказали много интересного. В частности, о том, как приходится защищать целостность дорожного покрытия.

Нищие подрядчики
и добрые коммунальщики?

Если судить по предписаниям, выданным местной полицейской службой, можно подумать, что у руководителей и сотрудников подрядных организаций, которые занимаются ремонтом инженерных сетей, нет собственных машин, в общественном транспорте они не передвигаются, на такси не ездят. Они и члены их семей ходят исключительно пешком и поэтому не ощущают, как влияет ремонт на жизнь автомобилистов.

Взять, например, перекресток улиц Абая и Байзак батыра, где в результате дорожных работ асфальтовое покрытие приподнялось примерно на пять-шесть сантиметров, что при проезде транспорта весьма ощутимо и может существенно повлиять на аварийную ситуацию. На улице Байзак батыра при пересечении с улицей Казыбек би неизвестная подрядная организация повредила кабель питания светофора. По словам полицейских, они не смогли установить виновника этой неполадки и кабель восстановили за счет местных исполнительных органов.

То, что вышеназванные объекты были приняты в эксплуатацию, может говорить только о бесконечной доброте заказчиков. И доброта эта, скорее всего, проявляется за счет государственного кармана.

Другая беда подрядчиков — суровое безмолвие на земляных работах. Жителям областного центра хорошо известна ситуация, когда вчера они передвигались по улицам без помех, а на следующий день сталкиваются с препятствиями в виде скопления техники или глубоких траншей.

Непонятно, почему предупреждающие знаки, схемы объезда и ограждения подрядчики «стесняются» ставить с началом работ и ждут, когда им на нарушения укажет полиция. Так или иначе, почти все участники модернизации инженерных сетей в текущем году были привлечены к административной ответственности по статье 631, часть 1 Кодекса об административных нарушениях (необеспечение дорожной безопасности).

Полиция предлагает коммунальщикам, во-первых, «при проведении дорожных работ, связанных с перекопами асфальтных покрытий, усилить контроль в плане согласования с местными исполнительными органами». Во-вторых, «обязать подрядчика при начале работ и до их завершения заблаговременно выставлять временные технические средства регулирования (дорожные знаки, ограждения, плиты перекрытия и т. д.)».

Приходится только удивляться, что столь очевидные вещи нужно подсказывать специалистам.

Переезды, переходы

Отдельная тема — безопасность переездов на железной дороге. По их содержанию и оборудованию после проверки заведено 11 контрольно-наблюдательных дел. У дорожной полиции все по той же 631-й статье были претензии к состоянию железнодорожных переездов Кумшагал — Жамбыл, Жамбыл — Жанатас, ИП «Раймбаев С.С.». Отдельный протокол был составлен в отношении начальника пути Жаната Тургумбаева. Попутно обнаружилось, что железнодорожный переезд по улице Махамбет батыра возле спеццона никем не обслуживается и находится в непригодном для эксплуатации состоянии. Установить его владельца опять же не удалось, и полицейские направили письмо местным властям с предложением о демонтаже.

— Мы не просто фиксируем нарушения, но и принимаем меры для их устранения, — говорит И. Газиев. — К примеру, проведя анализ аварийных участков в областном центре, мы выдали предписание об установке и
обустройстве пешеходного перехода на перекрестке Толе би — Аккозиева. Там часто совершались наезды на пешеходов. Направлено письмо с предложением в акимат города Тараза установить камеры фото- и видеофиксации по проспекту Жамбыла напротив ресторана «Гранд-Ширин», где часто совершались дорожно-транспортные происшествия, в том числе со смертельным исходом.

Что там, за городом?

Если проанализировать статистику дорожно-транспортных происшествий, то видно, что по количеству аварий «лидируют» дороги внутри населенных пунктов, однако смертность выше на междугородных. Это вполне объяснимо — в городах и поселках столкновения чаще происходят из-за неправильного маневрирования, неосторожности и невнимательности водителей, но скорость при этом не настолько высока, чтобы привести к смертельному исходу. На трассах вне населенных пунктов частыми причинами происшествий являются потеря контроля над управлением или опрокидывание на большой скорости, причем часто в них участвуют автобусы и маршрутки, заполненные пассажирами.

Для обеспечения безопасности на междугородных трассах нужно, с одной стороны, обеспечить качество дорожного полотна. Но с другой стороны, на ровной дороге водитель иногда сам не замечает, что летит на рискованной скорости, а монотонность движения вгоняет в сон.

— Наши сотрудники во время патрулирования дороги за городом соблюдают правило: напарник должен постоянно разговаривать с водителем, чтобы тот не уснул, — говорит Е. Бибазаров. — Сон за рулем — одна из главных причин аварий на скоростных трассах. Это прекрасно знают и водители пассажирского транспорта, но водители легковых автомобилей часто бывают слишком самонадеянными, торопятся попасть на место и не заботятся об отдыхе.

— Мы зафиксировали одну закономерность, — продолжает собеседник. — Чаще всего транзитные машины бьются на перевалах Куюк и Кордай. И это не столько из-за сложности их прохождения, сколько из-за накопившейся усталости у водителей. Те, кто едет из Алматы, рискуют на Куюке. Передвигающиеся в обратном направлении — на Кордае. Поэтому мы выдали 74 предписания об устройстве шумовых полос на трассе Алматы — Шымкент.

Ну и стоит ли говорить, что за городом в отсутствие стационарных постов водители расслабляются и позволяют себе лишнее?

В январе и мае текущего года совместно с представителями транспортной инспекции полиция провела два месячных патрулирования в четырех районах. На автодороге Алматы — Ташкент в районе рынка «Барыс» в Кордайском районе, автодороге международного значения Алматы — Астана -Екатеринбург в районе поста транспортной инспекции «Шыганак» в Мойынкумском районе, автодороге Алматы — Ташкент при выезде из Тараза на 105-м разъезде в Байзакском районе и на стационарном посту системы рубеж «Айша-биби» в Жамбылском районе. Зафиксировано 2711 нарушений, в том числе 41 нарушение касается правил перевозок груза и багажа, 18 — правил режима труда и отдыха водителей. Кроме того, 32 транспортных средства не прошли техосмотр, 17 владельцев транспорта произвели незаконное переоборудование, 208 водителей пользовались телефоном за рулем, 406 превысили скорость, 226 нарушили правила маневрирования. По итогам проверок у десяти водителей изъяты права, транспортные средства водворены на штрафные стоянки.

Мы не можем без присмотра?

Что касается качества дорожного полотна, то в соответствии со справкой, предоставленной дорожно-технической инспекцией управления административной полиции департамента полиции области, «дорожно-транспортных происшествий по сопутствующим причинам, то есть дорожным условиям, на территории области не зарегистрировано». Это значит, что ни одна машина не слетела с дороги и не перевернулась из-за ям, просадки полотна, отсутствия дорожных знаков и тому подобного. В соответствии с той же справкой ни одна из аварий не связана с техническим состоянием машин. И в беседе полицейские не раз подчеркивали, что во всех авариях «виновен» человеческий фактор. Нас так часто в этом убеждают, что уже и общественники заговорили о том, что на дороги нужно вернуть стационарные посты полиции. Якобы водители, зная, что они равномерно установлены по всей протяженности трасс, будут дисциплинированно себя вести. Еще один аргумент, который приводится в пользу постов, — у полицейских всегда работает связь. И если вдруг произойдет авария, то всегда можно оперативно вызвать медиков и транспорт для эвакуации.

Получается, водители, как малые дети, не могут взять на себя ответственность за собственную жизнь и здоровье?

Айгуль МАХМУДОВА

Комментарии закрыты.