The news is by your side.

Дорожные хлопоты

Почти все трассы республиканского значения планируется отремонтировать за восемь лет

Под занавес прошлого года в республике произошла реформа автодорожной отрасли и принята стратегия ее развития. Национальным оператором в этой области стало АО «НК «ҚазАвтоЖол». В результате преобразований некоторые трассы страны станут платными, а собранные средства будут направлены на их содержание. 

О том, что нас ждет, в интервью газете «Знамя труда» рассказала заместитель директора Жамбылского облфилиала АО «НК «ҚазАвтоЖол» Айжан Туганова.

— Наверное, самый масштабный проект на сегодня в вашей сфере — это строительство дороги Западная Европа — Западный Китай. Первоначально, помнится, ее должны были сдать в эксплуатацию еще в 2012 году, но этого не произошло. Почему?

— Действительно так. На самом деле сроки строительства не нарушались. Их пришлось передвинуть, так как перед тем, как сама реконструкция началась, много времени ушло на заключение соглашений Правительства Казахстана с международными финансовыми организациями, а потом еще на их ратификацию. Завершить реконструкцию международной магистрали планируется к 2016 году. Пока что все идет по плану. На сегодняшний день в Жамбылской области введено в эксплуатацию семь участков трассы общей протяженностью 283 километра. В текущем году планируется сдача еще трех участков в 147 километров. По Кордайскому району будет реконструировано 17,7 километра при подъезде к границе Кыргызстана, 80 километров (от 162-го до 260-го километра) — в обход перевала Кордай. И еще 49 — на отрезке от 261,5 до 310,5 километ-ра дороги. Данный участок проходит через Кордайский, Шуский и Меркенский районы. Строительство оставшихся 65 километров объездной дороги возле Тараза завершится в 2015 году.

К 2020 году в республике планируется осуществить и другие масштабные инвестиционные проекты по направлениям центр — юг, центр — восток и центр — запад. В рамках первого проекта будет реконструирована трасса от границы Российской Федерации (дорога на Екатеринбург) до Алматы. И этот процесс коснется нашей области: уже в текущем году планируется разработка проекта реконструкции участка автомобильной дороги с переводом в категорию I Б от 2214-го до 2152-го километра в Мойынкумском районе. (Этот класс автотрасс относится к скоростным дорогам, имеет не менее четырех полос движения, каждая из которых 3,75 метра, и разделительную полосу.)

Запланировано завершить работу по развитию международных направлений Астана — Костанай — Челябинск, Таскескен — Бахты, Омск — Майкапшагай, Алматы — Ушарал — Достык, Самара — Уральск — Актобе, Астрахань — Атырау — Актобе, граница Российской Федерации (направление на Астрахань) — Атырау — Актау — граница Туркменистана.

Всего стратегией предусмотрена реализация масштабных инвестиционных проектов на территории страны общей протяженностью 5703 километра. Планируется, что после их реализации протяженность автомобильных дорог первой и второй технических категорий в общей доле автомобильных дорог республиканского значения к 2020 году вырастет до 48 процентов.

— А какие трассы относятся к первой и ко второй категориям?

— Это дороги с капитальными типами покрытий. К первой категории относятся дороги с двумя или более полосами движения в каждом направлении, с разделительной полосой, ко второй категории — дороги, имеющие по одной полосе движения в каждом направлении. Их характеризуют широкие полосы движения (3,75 метра), ограниченные максимальные уклоны, увеличенные радиусы поворота и уширенные обочины (3,75 метра), которые обеспечивают на таких дорогах безопасность движения и достаточную пропускную способность.

Кроме этого, запланирован капитальный и средний ремонт автомобильных дорог республиканского значения протяженностью 10195 километров. При этом доля автомобильных дорог в хорошем и удовлетворительном техническом состоянии к концу 2020 года составит 90 процентов.

— Ну до 2020 года далеко, а что еще будет сделано в этом году на территории области?

— У нас запланирован средний ремонт участков автомобильной дороги Мерке — Шу — Бурылбайтал общей протяженностью 25 километров.

— В Казахстане, похоже, планируется широко практиковать плату за проезд по дорогам. Количество машин в республике с каждым годом увеличивается. Неужели транспортных налогов не хватает на эксплуатационные расходы?

— За счет налогов ущерб, наносимый дорогам при их эксплуатации, покрыть невозможно. В настоящее время еще увеличивается протяженность автомобильных магистралей повышенной технической категории, которые требуют особого подхода в эксплуатации. К тому же если к 2020 году почти половина дорог рес-публиканской сети будет первой и второй технических категорий, то нужно думать о том, где брать деньги на их эксплуатацию. Ведь бюджет, предусмотренный на содержание этих трасс, покрывает всего 24 процента нормативной потребности. Введение платных участков на вновь построенных дорогах — это объективная необходимость для сохранения их технических характеристик.

— Какие именно дороги станут платными?

— Это будут трассы повышенного качества проезда, на которых обеспечена высокая и безопасная скорость движения транспорта. На всем протяжении таких дорог должно быть налажено нормальное сервисное обслуживание тех, кто находится в пути. Первой платной автомобильной дорогой, как известно, определен участок Астана — Щучинск.

Ожидается, что к 2022 году система платности на автомобильных дорогах республиканского значения будет действовать на 6982 километрах. Нововведение на автомобильных дорогах первой технической категории будет внедряться для всех видов автотранспорта, а на трассах второй технической категории — только для грузового автотранспорта.

В текущем году нашу область эта реформа не затронет. Начало работ по внедрению платности планируется на участках Шымкент — Кызылорда международного транзитного коридора Западная Европа — Западный Китай и Астана — Жаксы транзитного коридора Астана — Костанай — Челябинск.

— Судя по настрою инвесторов, в области придорожные сервисные комплексы будут построены еще не скоро (мы об этом писали в статье «Гостевой бизнес» в номере за 25 февраля). Положа руку на сердце, какую оценку уже существующим объектам Вы можете дать?

— В настоящее время вдоль автомобильных дорог республиканского значения расположено чуть более двух тысяч объектов сервиса. Честно говоря, большая часть из них не комфортна в использовании. Там не соб-людаются санитарно-гигиенические нормы, придорожные территории не охраняются. Пока что участников движения сервисные комплексы не могут обеспечить всем необходимым в пути.

— Это странно, ведь бизнес на дороге, по идее, должен процветать.

— До сих пор со стороны государства в отношении придорожного сервиса системной политики не проводилось. В целом нужно более 400 комплексных объектов сервиса, а имеется только 44 с полным охватом всех сервисных услуг. В стратегии предусматривается развитие придорожного сервиса путем строительства объектов за счет бюджетных средств в рамках проектов, ну и, конечно, за счет привлечения в данный сектор экономики инвесторов.

До 2020 года планируется построить 260 объектов по утвержденным требованиям. За счет госбюджета 31 придорожный комплекс будет финансироваться в рамках проектов по направлениям центр — юг, центр — восток, центр — запад и других проектов реконструкции автодорог. Потом построенные сервисные комплексы будут передаваться национальным оператором в аренду частным предпринимателям, которые со временем могут их выкупить.

За счет привлечения малого бизнеса планируется построить 129 объектов. Еще сто будет преобразовано за счет привлечения таких крупных компаний, как «КазМунайГаз», «Гелиос», «Аурика», «Бакыт» и других. Уже существующие их автозаправочные станции доукомплектуют пунктами питания, торговли, гостиницами и кемпингами.

Таким образом, к 2022 году стратегия АО «НК «ҚазАвтоЖол» приведет к снижению издержек общества от неудовлетворительного состояния автомобильных дорог республиканского значения и к уменьшению нагрузки на республиканский бюджет. Ожидается, что через восемь лет 92 процента автомобильных дорог будет находиться в хорошем и удовлетворительном состоянии.

— Вы в это верите?

— Мы к этому стремимся.

Елена ЕФИМОВА,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии закрыты.