The news is by your side.

eGov.kz — бренд Казахстана. Эволюция электронного правительства — успешный кейс

Эволюция электронного правительства — успешный кейс

Инициатива по созданию электронного правительства родилась в ходе реформы финансовой системы Казахстана 2000-2005 годов, когда возникла новая парадигма цифрового взаимодействия между государством и гражданами в качестве налогоплательщиков. Базисом при этом стала первая Государственная программа формирования и развития национальной информационной инфраструктуры РК на 2001-2005 годы.

Главное достижение программы — начало развития телекоммуникационной инфраструктуры, нормативной и методической базы для автоматизации работы госорганов. В этот же период был принят первый Закон «Об информатизации».

Если вспомнить, в то время техническое оснащение госорганов находилось на критически низком уровне, примерно полкомпьютера на тысячу человек. Да и уровень компьютерной грамотности чиновников оставлял желать лучшего.

«Тихую» революцию тогда совершила информатизация налоговой службы. Правда, поначалу наблюдалось серьезное сопротивление как со стороны коррумпированных налоговиков, так и бухгалтеров коммерческих компаний. Многие жаловались, что государство хочет «залезть» в их деятельность, заставить налогоплательщиков сдавать налоговую отчетность в электронном виде. Ситуация выглядела крайне сложной, так как подразумевала выведение бухгалтерского учета компаний из «серой» зоны в «цифру».

Сейчас уже мало кто помнит, как это было. Предприниматели и бухгалтеры давно привыкли сдавать в электронном виде декларации и забыли о ежедневном посещении налоговых инспекций.

Налоговые комитеты были серьезно видоизменены, впервые появились операционные залы, где по принципу «одного окна» обслуживались налогоплательщики. Созданное в этот период акционерное общество «Национальные информационные технологии» впоследствии стало оператором инфраструктуры электронного правительства.

На основе успехов и неудач была разработана совершенно новая концепция, которая предполагала революционный пересмотр самой философии государственной службы. Впервые появился термин «государственная услуга», и Правительство стало восприниматься как услугодатель, а гражданин — как услугополучатель. Формировалась принципиально новая модель функцио­нирования госорганов, основанная на цифровых технологиях.

Первым этапом внедрения электронного правительства в Казахстане стала реализация госпрограммы по созданию инфраструктуры (2005-2008 годы). Достижениями того периода можно считать запуски таких проектов, как единая транспортная среда, национальный удостоверяющий центр, серверный центр, государственные базы данных физических, юридических лиц, недвижимости, адресов и другие.

В законодательстве закрепились понятия «электронная цифровая подпись» и «электронный документ». Это были революционные нормы, благодаря которым статус электронного документа впервые приравняли к бумажному с печатью.

И госслужащие, и население сопротивлялись: все привыкли доверять бумажке и не хотели даже вникать в суть понятия «электронный документ». Помню, как возмущались депутаты, ведь это были люди совершенно другого поколения с особым отношением к бюрократии.

В 2006 году был запущен портал egov.kz. На нем размещались тогда только сведения об услугах госорганов. То есть команда контент-менеджеров АО «Национальные информационные технологии» перерабатывала всю законодательную базу по стадиям жизненного цикла человека и просто разъясняла гражданину, как и куда обращаться, если, например, в семье родился ребенок. Собрать всю информацию от государства и дать человеку четкий понятный алгоритм уже было серьезным достижением.

Сейчас это кажется нелепым, но в тот период оказалось невероятно сложным собрать в одну информационную услугу всю разъясняющую информацию, выставить списки роддомов, загсов, объяснить гражданину, как оформить документы. Все сведения были рассредоточены по разным министерствам и комитетам, в открытом доступе их практически не имелось. У многих гос­органов отсутствовали сайты.

Люди платили «помогайкам» за то, чтобы им просто разъясняли элементарные вещи. То есть уже на первом этапе портал egov.kz, предоставляя только информационные услуги, сэкономил гражданам достаточно средств и времени.

Параллельно была запущена программа снижения информационного неравенства на 2007-2009 годы. Открывались бесплатные компьютерные классы для повышения цифровой грамотности населения — от детей до пенсионеров, проводилась оцифровка библиотек, музейных фондов. Всего были обучены около трех миллионов человек.

После создания базиса начался второй этап — интерактивный. Кстати, тем, кто предлагает в 2023 году использовать эстонскую систему X-road, сообщаю: она была реализована в Казахстане уже на первом этапе создания egov.kz и называется «Шлюз электронного правительства». Это технологии 2001-2006 годов, так называемый маршрутизатор запросов.

В 2008-2010 годах получили развитие интерактивные услуги с применением электронной цифровой подписи. Люди стали получать адресную справку, справку о судимости, регистрировать акты гражданского состояния через портал электронного правительства.

Революционность этого периода заключается в том, что начали действовать централизованные структуры для электронного обслуживания населения — цоны, которые сильно изменили государственные бизнес-процессы. Появилось достаточно много сервисов для бизнеса, стало возможным регистрировать компании и получать лицензии онлайн, участвовать в онлайн-закупках и многое другое.

Третий этап можно назвать транзакционным. Появились более сложные многокомпонентные услуги. Большим достижением стало внедрение систем «Е-нотариат» и «Е-лицензирование». Причем опять-таки многие нотариусы уже не помнят, а ведь тогда они очень сопротивлялись изменениям, как и гос­органы, которые боялись предоставлять доступ к государственным базам данных.

Нотариусы опасались, что их услуги станут невостребованными, а госслужащие не доверяли нотариусам. Но, как показала жизнь, именно благодаря этой системе сегодня не нужно бегать за справками, оформление сделок стало простым и облегчило жизнь всем.

Развивалось законодательство по цифровизации и электронной цифровой подписи, были закреплены разные виды электронных услуг, появились новые институты, которые должны отвечать за совершенствование электронного правительства. В частности, холдинг «Зерде» получил статус национального института по развитию ИКТ.

В 2009 году была реализована масштабная прямая линия с Главой государства, тогда было обработано более 100 тысяч обращений граждан с помощью портала, SMS-сообщений и телеобращений.

Далее на портале egov.kz появились услуги, предполагающие возможность онлайн-платежей. В первую очередь была реализована онлайн-оплата налогов, сборов, пошлин и штрафов за нарушения правил дорожного движения, в 2011 году — оплата услуг ЖКХ.

Четвертый этап развития E-правительства я называю расширением электронных государственных сервисов, он реализовывался в рамках госпрограммы «Информационный Казахстан 2013-2018 годов». Началась активная интеграция информационных систем госорганов, всего было реализовано более 150 электронных услуг, проводилась модернизация инфраструктуры, вводились стандарты 4G.

Начался бурный рост количества пользователей Интернета, повысился уровень цифровой грамотности. Появилось больше сервисов, активно развивалась электронная коммерция. В частности, была полностью автоматизирована процедура подачи заявления на заключение⁄расторжение брака и регистрацию рождения ребенка, открыта база для обсуждения законопроектов и прочее.

Количество пользователей egov.kz стало стремительно расти, портал выдавал уже по два-три миллиона справок в год. Возник вопрос перехода на платформенную модель. Принятый в 2015 году Закон «Об информатизации» ввел понятие «информационно-коммуникационной платформы электронного правительства», создание которой должно было начать АО «НИТ».

В 2018 году был утвержден принцип платформенности, что предусматривает «формирование и постоянное развитие межведомственных централизованных технологических платформ информационно-коммуникационной инфраструктуры электронного правительства и инструментов для решения общих технических задач в рамках различных отраслей (сфер) государственного управления». Также был утвержден принцип универсальности решений.

После этого АО «НИТ» планировало реализацию проекта по созданию платформы, который назывался G-Cloud. Здесь, конечно, большой вопрос к холдингу «Зерде» как к системному интегратору и национальному институту развития ИКТ-отрасли: почему данная платформа так и не была создана?

Данный пробел особенно сильно чувствовался при пандемии, когда для выдачи 42500 тенге потребовалась оперативная доработка информационных систем госорганов. Эту задачу в короткие сроки было практически невозможно реализовать, так как в секторе госуправления культура непрерывного программирования фактически не развита.

Следующим серьезным периодом, который также можно считать революционным, стал перевод электронного правительства на мобильные технологии.

Несмотря на то что egov.kz успешно работает c 2006 года и предоставляет онлайн-услуги для физических и юридических лиц, граждане все активнее переходили на применение мобильного Интернета и пользование смартфонами в повседневной жизни. Поэтому развитие мобильного электронного правительства было особенно актуально.

Сегодня в eGov Mobile доступны 678 госуслуг, из которых 204 — услуги и сервисы портала egov.kz, 474 — услуги для физических лиц портала e-license. Ежемесячно им активно пользуются порядка 2,4 миллиона казахстанцев. Здесь оказываются около 50 тысяч государственных услуг в месяц.

Популярный среди пользователей сервис «Цифровые документы» содержит 20 документов. Ими можно воспользоваться в аэропортах страны при внутренних перелетах, при посадке в вагоны на железнодорожных вокзалах и покупке билетов, в отделениях АО «Отбасы банк» и ЕНПФ и в других местах.

Развитие мобильного электронного правительства способствовало совершенствованию механизмов обеспечения кибербезопасности. В eGov Mobile уже можно авторизоваться с помощью биометрии. Обновления позволяют гражданам использовать больше функционала. Они направлены на сохранение безопасности персональных данных.

В 2021-2023 годах начинается принципиально новый подход к реализации электронного правительства — это так называемое «невидимое правительство» и проактивный подход к предоставлению электронных услуг. Новый период потребует масштабной трансформации бизнес-процессов, завершения перехода на платформенную модель и интеграции с информационными системами госорганов.

Серьезным вызовом является нагрузка на инфраструктуру ввиду роста объема и сложности данных, а также повышения требований по обеспечению безопасности. Также за прошедшие с момента запуска инфраструктуры годы существенно эволюционировали технологии. В результате актуаль­ность модернизации действующей инфраструктуры E-правительства существенно возросла.

Уже сегодня актуальны модернизация единой транспортной среды госорганов, строительство дополнительных магистральных каналов связи, повышение пропускной способности каналов связи до 100 Мбит⁄с, а в некоторых точках сети — до 10 Гбит⁄с. Особенно важно строительство новых серверного и резервного центров для хранения государственных баз данных и систем госорганов.

Увеличиваются риски киберугроз и кибератак, что требует обновления и оборудования и специализированного программного обеспечения.

В 2022 году Казахстан занял 28-е место в рейтинге ООН по развитию электронного правительства (эксперты оценивают развитие электронных услуг и человеческого капитала, а также телекоммуникационную инфраструктуру). И страна продолжает планомерно улучшать показатели в этой сфере.

Кейс развития электронного правительства в Казахстане показывает, что при наличии политической воли, компетентной команды и мотивации к цифровой трансформации государственного управления можно добиться реальных результатов и внести серьезный вклад в развитие экономики. Экономический и социальный эффекты, а также результаты внедрения электронного правительства с 2005 по 2023 год требуют серьезного исследования, так как именно этот кейс может стать одним из основных составляющих национального бренда страны.

Азиза ШУЖЕЕВА,
президент некоммерческой организации Techno Women,
руководитель ОФ «Цифровая трансформация»,

«Казахстанская правда»

Комментарии закрыты.