The news is by your side.

Эхо Алаш-Орды в XXI веке. Влияние движения на умы современников

Влияние движения на умы современников

Несмотря на растущий интерес к деятельности и жизни алашординцев, в публичном поле все еще не хватает крупных диалоговых площадок о влиянии идей алашординцев на современность.

Сейчас в Казахстане можно наблюдать растущий интерес к представителям интеллигенции XX века, а именно к деятелям правительства Алаш-Орды (алашординцам). Они были организаторами одноименной автономии, образованной в 1917 году в городе Семее и просуществовавшей до 1920 года. Позже большая часть деятелей Алаш-Орды подверглась репрессиям.

Решение о создании национально-освободительного движения «Алаш» было принято в июле 1917 года на Первом Всеказахском съезде в городе Оренбурге. Главной целью было восстановление казахской государственности. Авторами программы партии выступили государственный и политический деятель Алихан Бокейханов (лидер партии «Алаш»), просветитель и ученый-лингвист Ахмет Байтурсынов, писатель и поэт Миржакып Дулатов.

 

Алаш-Орда и современность

Заметить интерес к репрезентации алашординцев можно всюду: от клипов и блогов до публикаций в медиа. Одним из примеров изображения деятелей Алаш-Орды можно назвать клип группы «Ирина Кайратовна» на песню «5000», имеющей многочисленные социальные отсылки, где авторы изображают фотографии деятелей Алаш-Орды перед расстрелом. Кроме того, после клипа запустили линию одежды с изображениями названных исторических фигур. Такие медиаплатформы, как Masa Media и Batyr Jamal регулярно публикуют заметки, связанные с Алаш-Ордой. Бренд Mussa Sketch, созданный Адильжаном Муса, также в своей продукции использует логотипы с портретами алашординцев — Байтурсынулы, Шокая и Бокейхана. Последние два года набирает большую популярность блог Unknownkazak Диаса Камериданова, где автор делится заметками об истории Казахстана, при этом делая большой акцент именно на биографиях алашординцев.

Однако большая часть экспертных обсуждений пока не выходит за пределы узких кругов. К примеру, в июле 2020 года «Kaz PhD Association in the UK» провела беседу с директором научно-исследовательского института «Алаш» Султанханом Аккулы. Организация просветительских дискуссий, вероятно, была бы очень востребована не только в экспертных кругах, но и в популярных онлайн-изданиях и площадках, имеющих более широкую аудиторию.

Примечательно, что согласно данным Бюро национальной статистики, имя Алихан было самым популярным среди мальчиков. Без подробных социологических опросов не совсем объективно связывать данное явление с популярностью А. Бокейханова в современном обществе. Однако связь все же может присутствовать.

 

Желание самоопределения квест идентичности в XXI веке

Одной из ключевых ценностей и идей деятелей Алаш-Орды было право на самоопределение степных казахов в XX веке. В контексте независимого государства право на собственную национальную идентичность относится к конституционному. Тем не менее для современной молодежи, воспитанной в постсоветских семьях, а после заставшей волну глобализации, важно сформировать собственный культурный код вне государственной повестки и идеологии.

Можно предположить, что интерес к биографии и повестке алашординцев не что иное, как желание обрести национальных героев. Вполне возможно, что современная молодежь все меньше и меньше хочет ассоциировать себя с советским прошлым и нуждается в актуальной национальной повестке.

На данном этапе трансформируются системы ценностей, и представители нового поколения не боятся писать о голодоморе, репрессиях и политических заключенных. Присутствует определенный запрос на возрождение истории страны через призму тех же алашординцев, но уже в соответствии с современными ожиданиями и ценностями.

 

Образование как главная ценность просвещения народа

Как известно, деятели Алаш-Орды получили образование в царской России, у некоторых в то время даже была возможность получения европейского образования. Помимо казахского и русского, представители интеллигенции Алаш-Орды владели арабским, французским, немецким и другими иностранными языками. Именно просвещение как ключевой способ в улучшении качества жизни общества было целью знаковых фигур Алаш-Орды Байтурсынова, Жумабаева или Дулатова.

Алашординцев — выпускников Санкт-Петербургского, Императорского Казанского университетов сравнивают с нынешними выпускниками программы «Болашак». Причем параллель можно провести не с определенными выпускниками зарубежных программ, а с образованием как инструментом просвещения и общественного развития. К примеру, необходимость знания английского языка, стремление граждан получать качественное образование и в целом рост спроса на высшее образование может отражать влияние ценностей и идей алашординцев прошлого века на сегодняшний день.

 

Новая волна гражданского активизма

Деятели Алаш-Орды руководствовались принципами демократии, относились к либерально-демократическому крылу интеллигенции прошлого века. Они требовали избирательных прав для казахов от царской России, а после от большевиков. Их идея основывалась на том, чтобы в рамках федеративного государства существовала автономия с самостоятельным управлением и наделенная должными политическими правами.

Можно полагать, что последние несколько лет возросла частота упоминания об алашординцах, как в связи со столетием Алашской автономии в 2017 году, так и изменениями в политике и социальном развитии в Казахстане, которые так же могут перекликаться с повесткой алашординцев.

Либеральные идеи того времени в какой-то степени находят отражение в формировании идей активистов нового поколения. Деятели Алаш-Орды в свое время требовали избирательных прав и равенства в качестве автономии как у царской, так и у советских властей. Выборы 2019 года показали, насколько гражданам важны транспарентность и соблюдение их избирательных прав.

Эта параллель не означает, что движения прошлого века и сегодняшние имеют сходства в корне, но определенная часть гражданских и политических ценностей соприкасается и имеет схожесть. В этом контексте можно предположить, что идеи и ценности алашординцев находят отклик в современном обществе.

 

Медиа как инструмент продвижения идей и переосмысления истории

Создание в 1913 году газеты «Казак», которую выпускали в Оренбурге, послужило последующему формированию партии «Алаш» в 1917 году. Газета являлась ее официальном органом. Издаваемая под редакцией М. Дулатулы и А. Байтурсынова газета имела тираж 8000 экземпляров. Тот факт, что она прекратила существование в 1920 году вместе с распадом автономии, указывает на ее значительное влияние на общество и опасения со стороны действующей на тот момент власти.

Нынешние независимые медиапорталы тоже составляют параллель с эпохой алашординцев. Важность публицистики в продвижении идей является одной из актуальных повесток для сегодняшней реальности в казахстанских медиа.

Репрезентация алашординцев в социальных сетях также повышает интерес к деятелям минувшей эпохи. Блогер Unknownkazak регулярно ссылается на цитаты А. Бокейханова, рассказывает о репрессиях XX века, что также влияет на мнение аудитории, попытки переоценки роли исторических фигур в современное время.

Однако в диалоге аудитории с нынешними медиа по-прежнему не хватает экспертных идей и фактажа. Блоги в социальных сетях не всегда подразумевают и необходимость ссылки на литературу и первоисточники, на которые могли бы позже опираться читатели. Более того, не всегда ясно, преследуют ли авторы просветительские и образовательные цели или пытаются создать общественный резонанс, повлиять на национальное сознание граждан. Пожалуй, важно критическое переосмысление биографий и деятельности представителей интеллигенции XX века. Это могло бы стать большим вкладом в нациестроительство на сегодняшний период.

 

Актуальность и противоречия

Несмотря на запрос на изучение идей Алаш-Орды, существуют критичные высказывания о том, что акцент преимущественно на алашординцах как ключевых фигурах XX века исключает деятелей, которые в равной мере внесли вклад в развитие культуры, литературы и общества. Более того, сравнительно недолгий период существования Алашской автономии может вызвать вопросы о том, насколько объективно расширять именно этот период истории прошлого века.

К тому же в тени остались другие деятели Алаш-Орды: Жаханша Досмухамедов, Алимхан Ермеков, Раимжан Марсеков и другие. Вместе с тем допускаются искажения фактов, когда известных личностей Сакена Сейфуллина и Ильяса Джансугурова тоже причисляют к ряду членов партии «Алаш», хотя они в ней не состояли, но были репрессированы в конце 30-х годов прошлого века.

На фоне роста интереса к Алаш-Орде исторический контекст может быть упущен, поэтому отметим важность просветительской деятельности и распространения достоверной информации. Тот факт, что повестка и ценности Алаш-Орды находят отклик у сегодняшних казахстанцев, указывает на необходимость более глубоких исследований для выявления потребностей молодых людей, понимания того, как они видят свой культурный код, нацио­нальную идентичность.

Есть необходимость в диалоговой площадке, где эксперты и представители массмедиа могли бы сотрудничать друг с другом и обсуждать актуальность идей алашординцев и других исторических фигур Казахстана и их влияние на современное общество. Важна общая переоценка и возможность транслирования объективной повестки алашординцев в современном обществе. Думаю, стоит избегать идеализации исторических персонажей, но рассматривать их с точки зрения ценностей и нововведений, которые могут быть применимы сегодня.

Камила СМАГУЛОВА, политолог

Комментарии закрыты.