- Likes
- Followers
- Subscribers
- Followers
- Posts
Электросамокаты — на прикол? Малый транспорт: правила и ограничения
Малый транспорт: правила и ограничения
С 30 августа в Казахстане ужесточены правила езды на электросамокатах. Поправками в законодательство приняты ограничения для пользователей малых транспортных средств.
Конечно, электрические самокаты и мопеды очень удобны для быстрого передвижения в стесненных городских условиях. Поэтому и прокат этих средств передвижения стал широко распространенным бизнесом.
При этом в адрес пользователей самокатов звучит критика: они, мол, мешают проезду автотранспорта, во-вторых, ими пользуются подростки, не имеющие навыков вождения, в-третьих, они угрожают безопасности пешеходов. За восемь месяцев текущего года, по данным департамента полиции Жамбылской области, произошло семь ДТП с участием самокатов, мопедов и скутеров, пострадали восемь человек.
По закону электросамокаты могут двигаться со скоростью до 25 километров в час по велодорожкам и обочинам дорог, при движении по тротуарам разрешается скорость не более шести километров в час. За нарушение перечисленных выше правил предусмотрены штрафы. Большинство нарушений будет рассматриваться по статье 620 Кодекса об административных правонарушениях, которая предусматривает либо предупреждение, либо штраф в размере трех МРП (10350 тенге). При этом штраф за перевоз пассажиров или грузов будет равен пяти МРП (17250 тенге).
Есть и местная специфика. Так, жителям Алматы запретили кататься на прокатных самокатах в нескольких парках и скверах города.
Что касается правил дорожного движения, то они дополнены понятиями «электрический самокат» и «малое электрическое транспортное средство».
Так, электрический самокат — это транспортное средство индивидуальной мобильности, имеющее два или три колеса, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования электрического двигателя (электрических двигателей), не имеющее сиденья, с максимальной конструктивной скоростью не более 25 километров в час.
В свою очередь малое электрическое транспортное средство — это средство, оснащенное электрическим двигателем, предназначенное для индивидуального передвижения, имеющее одно или несколько колес, за исключением электрических самокатов и мопедов с электрическим двигателем.
Также введено понятие светоотражающий предмет — это предмет, изготовленный из специальных материалов, обладающих способностью возвращать луч света обратно к источнику, обеспечивающий видимость водителя на расстоянии 150 метров при включенном ближнем свете фар и 400 — при включенном дальнем свете фар, в том числе светоотражающие одежда или элементы на ней.
Отдельным пунктом регламентирован порядок движения электросамокатов.
Водители электрических самокатов двигаются по велосипедной дорожке или велосипедной полосе движения на дороге. При отсутствии велосипедной дорожки, велосипедной полосы движения водители электрических самокатов двигаются по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд, по обочине; по тротуару или пешеходной дорожке со скоростью не более шести километров в час, не создавая опасности для движения пешеходов.
Не допускается движение по правому краю проезжей части дороги, полосе для маршрутных транспортных средств, водителей электросамокатов, не достигших 18-лет, без водительского удостоверения на право управления транспортным средством любой категории либо временного удостоверения, выданного взамен водительского удостоверения, за исключением выданных в РК в случае наличия при себе документа, удостоверяющего личность водителя.
Водителям мопедов, электрических самокатов и велосипедов запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой; перевозить пассажиров, кроме перевозки пассажиров на велосипедах и мопедах со специальными приспособлениями для их перевозки; перевозить груз, кроме перевозки груза на велосипедах и мопедах со специальными приспособлениями для их перевозки, а также груза, который не выступает более чем на 50 сантиметров по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению. Запрещено поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы, для движения в данном направлении. Запрещается буксировка мопедов, электрических самокатов и велосипедов, а также мопедами, электрическими самокатами и велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с мопедом и велосипедом. Нельзя пересекать проезжую часть дороги по пешеходным переходам, находясь на транспортном средстве; передвигаться в темное время суток по проезжей части дороги без светоотражающего предмета, соответствующего требованиям, определенным правилами дорожного движения, обеспечивающего видимость водителям других транспортных средств; при управлении по проезжей части дороги быть без застегнутого шлема.
Что из перечисленного применимо в условиях Тараза? Велодорожек, несмотря на благие намерения городского акимата, как не было, так и нет. И вряд ли они появятся в ближайшие годы. Если уж за 30 с лишним лет периодического обсуждения этого вопроса ничего не сделано, то и чуда ждать не стоит. А значит, владельцам и пользователям самокатов проще пересесть на велосипеды или по старинке ходить пешим порядком, чем искать приключений и штрафов (немаленьких), разыскивая маршруты, где им можно двигаться не со скоростью пешехода.
И вот что думают о новинках в ПДД и законах подростки — активные пользователи самокатов.
— Я увлекся самокатами недавно, месяца два. Не скажу, что это очень опасно, по-моему, велосипед может доставить больше проблем. Но это целиком зависит от самого пользователя. Новые правила читал, конечно, только они не для нашего города написаны. Вы видели где-нибудь велодорожки или места для пользования самокатами? Вот и я не видел! Может, прежде чем такой умный закон принимать, нужно было создать что-то для нас? Но ведь проще запретить. До 18 лет теперь смысла брать самокат нет. Буду ждать… Может и что-нибудь для нас сделают за это время, — говорит 17-летний Даниль Нурмухамбетов.
— На самокате катаюсь четыре месяца, привык уже, такая прогулка настроение поднимает, да и удобна во всех отношениях. Но как прочитал новые правила, задумался. По тротуару ехать разрешено только со скоростью шесть километров в час! Это же смешно. Да быстрее бежать, чем так ехать! Мест отведенных нет, на дорогах нельзя. Не знаю, как в других городах, но в Таразе для нас теперь все закрыто. Уж лучше самокаты запретили бы вовсе, а то к чему эти правила, если выделенных дорог нет! — поделился мнением 17-летний Давид Аракелян.
— Уже третий год пошел, как я увлекся ездой на самокате, за это время ни разу ни в какие дорожные истории не попадал. Проблема Тараза в том, что для велосипедов, мопедов и прочих средств ничего не предусмотрено. Прочитал я в Instagram новый закон и правила для самокатов — прямо для Голландии написано, где главный транспорт — велосипеды и самокаты. Там целые улицы — для малого транспорта! Жаль только, что я теперь практически лишен права пользоваться самокатом. Ездить будет неинтересно — какой адреналин при скорости пешехода? Шесть километров в час! Придется пересаживаться на велосипеды, — убежден 16-летний Исламбек Иманалиев.
Отмечу, что наши школьники, с коими пришлось беседовать, рассуждают вполне по-взрослому, что не может не радовать. Правда, больше для радости поводов нет. По-прежнему действует привычная схема: вместо того чтобы создавать инфраструктуру для чего-то нового, тех же самокатов, у нас вводят ограничения.
Впрочем, в кулуарах Мажилиса Парламента говорили о том, что уже через полгода законодательство касательно самокатов вновь претерпит изменения. Остается только надеяться.
Юрий ЕФИМОВ
Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.