The news is by your side.

Если приобретение не радует. Топ самых повторяющихся вопросов

Топ самых повторяющихся вопросов

Согласно социологическому опросу, который проводил Комитет по регулированию естественных монополий в прошлом году, в основном права потребителей Республики Казахстан нарушались в сферах розничной торговли, общественного питания, общественного транспорта, КСК и торговли на рынках.

Каждому гражданину важно знать свои права, установленные и регулируемые законом. Юрист объединения по защите прав потребителей «Дулат» Бакытжан Ошакбаев рассказал сайту the-steppe.com, какие вопросы у потребителей возникают чаще всего и как их можно решить.

Что за права потребителя

Права потребителя — это установленные и регулируемые законом РК права при приобретении товаров и услуг.

Потребители имеют право на приобретение, свободный выбор, возврат или обмен товаров и услуг как надлежащего, так и ненадлежащего качества. Также имеют право на получение полной информации о товаре, документах, сертификатах, декларациях, накладных и о продавце.

Где могут проявиться нарушенияя

Права потребителей могут быть нарушены при приобретении товаров и услуг везде, где их продают.

Например, могут продать некачественный продовольственный товар с истекшим сроком годности, нарушением информации о товаре на маркировке.

Согласно статье 25, пункту 7 Закона «О защите прав потребителей»: информация, предоставленная только на одном или только на иностранном языке, не считается за предоставленную. Информация о товаре в обязательном порядке должна быть на государственном и русском языках.

Также при продаже товаров некоторые недобросовестные продавцы могут продавать их без соответствующих документов: сертификатов, таможенных деклараций, накладных.

Согласно статье 25, пункту 6 Закона «О защите прав потребителей»: при продаже товаров потребителю должен быть предоставлен сертификат соответствия или декларация соответствия, в том числе импортного товара.

Можно ли вернуть товар, купленный в супермаркете

Согласно статье 24, пункту 5 Закона «О защите прав потребителей»: продавец, изготовитель, исполнитель обязан обеспечить обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.

На основании статьи 30 Закона «О защите прав потребителей»: продавец-изготовитель обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении и сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломба, ярлык, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара в течение 14 дней.

Товары, которые не подлежат обмену и возврату — это лекарственные средства, изделия медицинского назначения, нательное белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения, метражные товары, ткани всех видов.

Вы как потребитель имеете право обменять или вернуть товар в супермаркетах, магазинах, на рынках — везде действует один закон.

Если даже купленный товар входит в перечень неподлежащих обмену и возврату, но он некачественный, без документов, с нарушением маркировки, с отсутствием информации о товаре, документов, без чека, товар испорчен или с истекшим сроком годности, то вы тоже можете требовать обмен или возврат.

Если вы купили в аптеке лекарство, но оно оказалось с истекшим сроком годности, вы имеете право вернуть его даже после 14 дней, предусмотренных законом.

Потребитель не имеет права на возврат, если купил товар, но испортил по своей вине. В этом случае продавец может отказать в ремонте и обмене и будет прав.

А что насчет распакованных продуктов, которые оказались испорченными

Испорченные продукты можно вернуть в супермаркет, но вам необходимо сразу же обратиться с жалобой и направить этот продукт на исследование в лабораторию. После получения заключительной экспертизы можно обратиться в супермаркет.

Будет лучше, если потребитель сохранил чек, но если даже и не сохранил, на упаковке продукта имеется штрих-код. По нему нетрудно узнать, в каком супермаркете купили продукт. Также потребитель имеет право просматривать записи с камер видеонаблюдения и может доказать, что приобрел товар именно в этом супермаркете.

Как быть с магазинами, где не выдают чеков

Согласно статье 33 Закона «О защите прав потребителей»: продавец-изготовитель обязан применять контрольно-кассовую машину в порядке случаев, предусмотренных налоговым законодательством РК. Продавец размещает в месте нахождения контрольно-кассовых машин информацию на казахском и русском языках о необходимости получения потребителем контрольно-кассового чека и его праве обратиться в орган государственных доходов в случае нарушения порядка применения контрольно-кассовых машин.

Если в магазинах реализуется товар без применения контрольно-кассовой машины, то в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» потребитель имеет право в момент покупки товара снимать на видео или фотографировать, чтобы предъявить в качестве доказательства.

В налоговом законодательстве есть пункты, согласно которым предприниматели имеют право осуществлять свою деятельность без применения контрольно-кассовых машин. Но при продаже алкогольной продукции и табачных изделий применение кассовой машины обязательно.

А что с одеждой и другими товарами?

Если товар не был использован, сохранил товарный вид, не сорваны пломба и ярлык, имеются этикетки, тогда потребитель имеет право в течение 14 дней произвести возврат или обмен.

Может быть такое, что покупателю не подошел размер, не понравился цвет или фасон, в таком случае он имеет право на обмен товара. Если у продавца есть в наличии другой товар для обмена, он должен обменять, если не имеется товар, который может понравиться покупателю, тогда покупатель имеет право потребовать возврат денежных средств.

В случае с возвратом мебели и бытовой техники товар также должен быть без повреждений, должны быть сохранены товарный вид, упаковка и товарный чек. При возврате бытовой техники продавец имеет право убедиться в неиспользовании товара и потребовать акт о заключении сервисного центра. В таких случаях продавец имеет право на продление срока обмена и возврата до 30 дней.

Куда обращаться, если я не знаю своих прав, но чувствую, что их нарушают

Потребитель при нарушении своих прав в соответствии с 22 статьей Закона «О защите прав потребителей», может обращаться с претензией к продавцу, изготовителю, исполнителю товара по устранению нарушения прав и интересов, возмещения потребителю, причиненного этими нарушениями убытка в добровольном порядке.

Или же обратиться в любое общественное объединение или НПО по защите прав потребителей в своем городе. Список и контакты таких организаций можно найти в Интернете.

Подготовила Айгуль МАХМУДОВА

Комментарии закрыты.