The news is by your side.

Есть место всем наречиям

Межэтническое согласие — основа национальной политики государства

Провозглашение независимости Республики Казахстан стало одним из самых значимых событий в истории нашей страны за последние три десятилетия. Однако процесс формирования новой казахстанской государственности и идентичности складывается непросто.

Часть традиционных ценностей утрачивается, а взамен появляются новые, которые с трудом приживаются в новых условиях экономической и социальной жизни. Если 30 лет назад жители Казахской ССР являлись советскими гражданами, то сегодня все мы — казахстанцы. Но, как показывает новейшая история страны, некоторые воспринимают слово «казахстанцы» буквально как «казахи».

Не стоит забывать, что исторически Казахстан не является моноэтническим государством. В период XVIII — начала XX века на территориях казахов-кочевников появлялись и численно увеличивались разные этнические группы, в основном русские и украинцы. С начала Великой Отечественной войны в советскую республику были переселены немцы Поволжья, в 1943 — 1944 годы — депортированы карачаевцы, балкарцы, греки, армяне, чеченцы, ингуши, курды, крымские татары, турки-месхетинцы.

Мировой опыт свидетельствует о том, что создание нового государства с полиэтничным составом населения неизбежно несет в себе угрозу националистических настроений. Казахстан — не исключение. Надо признать, что этническая идентичность в нашей стране пока превалирует над идентичностью гражданской. Процесс формирования казахстанской нации далек от завершения и не соответствует тому идеалу, который звучит в выступлениях и статьях некоторых ученых, политиков и представителей СМИ.

К сожалению, нормой остаются публичные выступления безответственных политиков и гражданских активистов, позиционирующих себя как «национальные патриоты». А их патриотизм — ложный, они провозглашают лозунги типа «Казахстан для казахов», направленные на разрушение межнационального и межконфессионального согласия, в целях занять более высокое положение в политической системе. И ставка делается, как правило, на бытовой национализм как наиболее простой, построенный на эмоциях способ посеять недоверие к действующей власти и спровоцировать беспорядки.

Не исключено также, что за организацией межэтнических конфликтов стоят внешние силы, желающие ослабить наше государство изнутри.

Не менее опасными являются публичные призывы создать некий «объединяющий стержень» для всех народов Казахстана: «Я глубоко убежден, что этим стержнем может стать приверженность культуре, традициям и языку титульной нации», — так считает общественный деятель Арман Шураев. И не только он.

Но создание независимого государства Казахстан вовсе не означает, что представители различных этносов должны в одночасье забыть свои языки, культуру и традиции.

Политическое руководство Казахстана и лично Первый Президент страны — Елбасы Нурсултан Назарбаев всегда осознавали угрозу ксенофобии и предприняли немало шагов, чтобы свести ее к минимуму. Казахстан стал первым государством среди стран СНГ, где законодательно был учрежден институт общественного представительства — Ассамблея народа Казахстана как консультативно-совещательный орган при Президенте Казахстана. Ассамблея осуществляет свою деятельность на основе Конституции Республики Казахстан и Закона РК от 20 октября 2008 года «Об Ассамблее народа Казахстана». Ее председателем является Президент страны. Согласно статье 3 Закона, целями Ассамблеи народа Казахстана (АНК) является обеспечение единства народов страны, cохранение и развитие традиций, языков и культуры народа Казахстана.

Можно по-разному относиться к результатам деятельности АНК и признать ее несовершенной, но в целом в стране ситуация стабильная, и в этом заслуга в том числе АНК как общественного института. Вместе с тем невозможно отрицать наличие угрозы межнациональному согласию.

Конфликт, произошедший в Жамбылской области в начале февраля 2020 года между казахами и дунганами в селах Сортобе, Масанчи и Булар батыр Кордайского района, показал, с одной стороны, глубину межнациональных проблем, имеющихся в республике, а с другой стороны, неготовность местных исполнительных органов эффективно пресечь явления такого рода.

Дунгане давно стали коренными жителями республики. Они потомки беженцев, переселившихся из Китая на территорию Южного Казахстана и Северного Кыргызстана во второй половине XIX века в результате российско-китайских договоренностей. С конца XIX века численность представителей этого этноса в республике существенно выросла. Если в 1897 году их было около пяти тысяч, то в 2019 году — около 70000 человек, то есть диаспора выросла количественно в 15 раз. Но доля дунган в составе населения республики остается незначительной, всего 0,4 процента. Нельзя допустить, чтобы этот народ, когда-то гонимый и поверивший в гостеприимство казахского народа, покинул территорию нашей республики.

К сожалению, погром в кордайских селах далеко не первый межэтнический конфликт в Казахстане. До этого произошли еще три межнациональных столкновения: против индийских рабочих в городе Нур-Султане, против армянской диаспоры в Караганде, против арабских рабочих на западе Казахстана. Вряд ли это способствует межэтническому диалогу и инвестиционной привлекательности нашей экономики.

Периодические всплески национализма вызывают тревогу в обществе и не могут оставаться без внимания властей и, конечно, представителей экспертного сообщества. Но как раз экспертная оценка происходящего либо не слышна, либо запаздывает, либо не объективна. Проблема в том, что в стране нет ни государственной, ни региональной, ни общественной системы мониторинга межнациональных отношений, не созданы механизмы оценки причин конфликтов, отсутствует система их прогнозирования в будущем. Все это не позволяет выстроить оптимальную межнациональную политику и систему противодействия национализму, наладить конструктивный диалог между этносами.

В сложившейся ситуации одним из важнейших направлений работы АНК должен стать регулярный мониторинг взаимоотношений между различными диаспорами и конфессиональными объединениями в разрезе регионов и населенных пунктов, а не только в целом по стране. Необходимо создать специальную экспертную комиссию при АНК, которая займется детальным изучением вопросов межэтнических отношений, выявлением причин конфликтов и разработает рекомендации для государственных органов по предотвращению ксенофобии.

Необходимы регулярные социологические исследования в данной сфере, их всесторонний анализ, обсуждение в рамках национальных и международных форумов, популяризация лучшего опыта межэтнического диалога. На карте этносов Казахстана должны быть обозначены точки межэтнического напряжения, разработана система мер противодействия, включая меры по ужесточению уголовной ответственности за провокации национал-шовинистов.

Второй важный момент состоит в отказе от мифов и научно необоснованных клише. Одним из таких мифов является, например, тезис о «100 народах» (или даже 120), проживающих на территории страны. На основании каких статданных говорят о 100 народах? Официальная информация свидетельствует, что в наши дни на территории Казахстана проживают представители не более 30 народов и этнических групп; большинство — 68 процентов населения — составляют этнические казахи, вторая по численности этническая группа — русские (19,3 процента), третья — узбеки (3,2 процента).

Третий момент: в Казахстане должен быть сформирован правовой механизм защиты национальных меньшинств. Пока же все рассуждения о равенстве этносов похожи на декларации. Давно назрела необходимость принять закон о национальных меньшинствах исходя из сложившихся реалий, с учетом международно-правовых принципов, прав и свобод лиц, принадлежащих к различным этносам.

Государство не может допустить межэтнический раскол, оно обязано защитить национальные меньшинства от любых проявлений ксенофобии, национализма и дискриминации по этнической принадлежности. Нет сомнений в том, что пришло время осознать допущенные ошибки, сделать соответствующие выводы, пересмотреть цели и задачи межнациональной политики.

Бактияр АЛДАШОВ,
член научно-экспертной группы
Ассамблеи народа Казахстана,
профессор ТИГУ

Комментарии закрыты.