Согласие ума и сердца

Курбан айт является подвигом веры и доверия Всевышнему, учит жертвенной любви к ближнему

Благословенный день всепрощения

Завтра грядет величайший праздник мусульман, благословенное время освобождения души от неправедных намерений и обретения искренности. Именно в проявлении лучших человеческих качеств кроется истинная философия Курбан айта и исламской религии в целом. 

Это действительно народный праздник, ведь даже во времена Советского Союза, когда религия была отделена от государства и соблюдение канонов ислама, мягко говоря, не приветствовалось, рядовые строители коммунизма все же ухитрялись его отмечать. Быть может, даже не осознавая его гуманистической глубины. По возможности резался скот, раздавались угощения, на чашку чая обязательно заглядывали соседи. Благо, если и было все не в таких масштабах, тихо и скромно, одно оставалось неизменным: улыбки на лицах, радость в глазах и умиротворенность в душе.

По сути Курбан айт является подвигом веры и доверия Всевышнему, учит жертвенной любви к ближнему. Все мы помним его смысл и значение, когда пророку Ибрахиму (в Библии — Авраам) было ниспослано испытание: Аллах потребовал принести в жертву сына Исмаила. Видя крепость веры пророка, Всевышний не принял жертвы, заменив ребенка барашком. Этим был установлен запрет на пролитие человеческой крови.

Важно помнить, что животные, которых режут на Курбан айт, не являются жертвами, приносимыми Аллаху, в буквальном смысле. Как разъясняют мусульманские богословы, это символическое жертвоприношение, совершаемое в память об испытании Всевышним пророка Ибрахима. При этом делается ссылка на текст Священного Корана: «He дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша» (Коран, сура 22 «Хадж», аят 37, перевод И. Ю. Крачковского). Что еще следует учесть: данный обряд необязателен для людей, ограниченных в средствах.

Благодаря тому, что Курбан айт теперь — выходной день, у казахстанцев появилась возможность отмечать его так, как того требуют мусульманские традиции, — открыто, широко, торжественно. И приподнятый настрой испытывают не только мусульмане, он передается всем жителям многонациональной страны. В такие дни стираются грани, граждане различных вероисповеданий активно принимают участие в радостной кутерьме, щедро делятся угощениями и хорошим настроением, навещают родных и близких, вспоминают тех, кого уже нет рядом…

Но больше всего привлекает духовная составляющая праздника. Ведь, согласно заповедям ислама, две части из трех жертвенного мяса раздаются бедным и сиротам. Именно в проявлении милосердия и сострадания к ближним кроется истинная философия Курбан айта и всей исламской религии. Приносимая жертва не только способствует духовному очищению жертводателя, но и обеспечивает пропитание бедной части населения. Другими словами, в странах с низким уровнем жизни праздник имеет и большое социальное значение, способствуя поддержанию атмосферы доб-рожелательности и взаимоуважения в обществе.

Отличительная особенность Курбан айта от других религиозных праздников еще в том, что эти дни совпадают с совершением правоверными одного из главных столпов ислама — хаджа в священную Мекку. Кстати, хадж считается самым большим собранием людей в современном мире. Поэтому в преддверии паломничества спецназ МВД Саудовской Аравии провел в Мекке показательные выступ-ления, демонстрируя миру свои возможности в обеспечении безопасности столь грандиозного мероприятия.

У мусульман Казахстана во время Курбан айта принято навещать родственников, друзей, принимать гостей за щедрым дастарханом. Как подчеркивал Глава государства Нурсултан Назарбаев, одним из важнейших завоеваний независимого Казахстана является то, что мусульмане нашей страны свободно отмечают религиозные праздники, строятся новые мечети. Точно так же и последователи других конфессий пользуются полной свободой в выполнении религиозных предписаний. Например, православное Рождество, как и Курбан айт, объявлено выходным днем. Ведь православие является традиционной религией большинства казахстанских христиан, которые, в свою очередь, составляют вторую по численности приверженцев конфессию в республике.

Без сомнения, будет людно и в жамбылских мечетях, коих насчитывается 266. Работающие в качестве филиалов Духовного управления мусульман Казахстана, все они благополучно прошли перерегистрацию. Сегодня вопросы межконфессионального согласия в Казахстане решаются на самом высоком государственном уровне. И на столь же высоком уровне следует развивать межконфессиональное согласие при духовном возрождении общества.

Дархан БАЙТУОВ,
Виктор БАРБАШ (фото)

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»