The news is by your side.

Финансы должны учесть все шансы. Степень доступности денежных продуктов и услуг для лиц с инвалидностью

Степень доступности денежных продуктов и услуг для лиц с инвалидностью

Рабочей группой по вопросам повышения уровня доступности и качества финансовых услуг для лиц с ограниченными возможностями при Агентстве Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка совместно с Министерством труда и социальной защиты населения РК проведено анкетирование представителей лиц с инвалидностью.

Анкетирование охватило 2500 респондентов, которым были заданы вопросы о качестве получения финансовых услуг. Целью опроса стало выявить степень доступности финансовых продуктов и услуг для всех категорий инвалидов и определить уровень безбарьерного доступа для них в отделения финансовых организаций.

 

Социальный портрет лица с инвалидностью

Возраст респондентов от 30 до 49 лет — 41,6 процента, или 1040 человек, это преимущественно женщины — 58,6 процента, или 1465 человек, мужчин — 41,4 процента, или 1035 человек. Среди опрошенных 55,8 процента, или 1395 человек, состоят в браке, 34,8 процента, или 870 человек, — холостые, не замужем или находятся в разводе, а 9,4 процента, или 235 респондентов, являются вдовцами. По уровню образования 64,2 процента, или 1605 человек, имеют среднее специальное или высшее образование, и лишь 0,8 процента, или 20 респондентов, обладают послевузовским дипломом. Среди опрошенных преобладают представители второй группы инвалидности — 32 процента, или 800 человек, практически одинаковое количество — 28 процентов, или 700 человек, и 27 процентов, или 675 человек, имеют первую и третью группы инвалидности. Два процента, или 50 респондентов, прошедших опрос, отметили, что являются опекунами и воспитывают детей-инвалидов. В основном это жители Алматы — 18,4 процента, или 460 человек, Костанайской области, где было опрошено 11,4 процента, или 285 респондентов, и Западно-Казахстанской области — 9,6 процента, или 240 респондентов. Столица Казахстана представлена лишь 2,2 процента, или 55 респондентами, а также город Шымкент — 7,8 процентами, или 195 респондентами. Опрос показал, что 43 процента, или 1076 респондентов, имеют постоянный доход в бюджетной или государственной сферах. Инвалиды работают в частном секторе или являются самозанятыми, как индивидуальные предприниматели, из них: 18,3 процента, или 457 респондентов, являются рабочими, 9,2 процента, или 229 респондентов, работают в бюджетных организациях, у 7,1 процента, или 178 респондентов, индивидуальная трудовая деятельность. Одинаковые показатели оказались у опрошенных лиц с инвалидностью, работающих в частной сфере и как государственные служащие, — по 4,2 процента, или по 106 респондентов.

При этом 35,1 процента, или 880 респондентов не работают: 25,9 процента, или 649 респондентов, не работают по причине инвалидности, 9,2 процента, или 231 респондентов, — безработные. 13,5 процента, или 338 респондентов, — пенсионеры, 0,9 процента, или 23 респондента, — студенты.

 

Управление своими доходами и расходами

Как показал опрос, у лиц с инвалидностью наблюдаются низкие показатели платежеспособности, в частности, баланса доходов и расходов. У более половины респондентов (57 процентов, или 1425 респондентов) после выплаты всех обязательных платежей и необходимых трат не остается возможности накопления, что говорит об их невысоких доходах. И лишь у 15,2 процента, или 380 респондентов, остаются деньги, которые они откладывают.

У более трети респондентов (38,4 процента, или 960 человек) возникали ситуации, когда приходилось брать в долг, и почти 20 процентов указали, что оформляли займы или онлайн-кредиты в микрофинансовых организациях.

При этом опрошенные граждане являются клиентами Halyk Bank, услугами которого пользуются порядка 76,8 процента, или 1286 респондентов. В первую очередь это связано с тем, что большинство социальных карт для получения государственных пособий оформлено в данном банке второго уровня. 58,5 процента, или 980 респондентов, обслуживаются в Kaspi Bank, где, помимо управления личными финансами, оплаты счетов, покупок в интернет-магазине, им удобен интерфейс мобильного приложения как наиболее приспособленный к потребностям слабослышащих и слабовидящих лиц с инвалидностью. Респонденты также отмечали при личном посещении отделений данного банка, что там имеется специально обученный персонал для работы с данной категорией людей, и есть кнопка вызова на входе в отделение при отсутствии пандуса. Услугами остальных банков второго уровня по совокупности пользуются порядка 34,3 процента респондентов.

 

Использование финансовых услуг

Традиционно опрошенные люди с инвалидностью пользуются текущими и специальными счетами — 29,2 процента, или 734 человека. Мобильным приложением пользуются 62,6 процента, или 1565 человек, у которых оно установлено на телефоне. Среди основных операций — проведение платежей и переводов, оплата коммунальных счетов онлайн, отслеживание денежных средств на счетах, покупка товаров и услуг онлайн, использование цифровых документов и отслеживание курса валют.

Наиболее популярным видом кредита среди инвалидов является товарный кредит, которым пользуются 12,1 процента опрошенных. Потребительское кредитование оформляли 7,6 процента, или 191 человек, онлайн-кредит — 5,2 процента, или 130 респондентов, микрокредит — 4,1 процента, или 103 респондента.

Ипотечный кредит был выдан всего 99 респондентам, или четырем процентам, автокредит — 2,5 процента, или 64 респондентам. Также наименее популярными финансовыми услугами у людей с инвалидностью являются страхование, образовательный депозит и сфера пенсионного сектора.

При этом 56,6 процента, или 1415 представителей с инвалидностью, смогли оформить различные виды кредита; 43,4 процента, или 1085 респондентов, получали отказ в оформлении займа после предварительного одобрения. Среди тех, кто получил отказ, более половины — 52,7 процента, или 571 респондент, указали, что основной причиной при принятии решения финансовой организацией о выдаче кредита является инвалидность клиента. 22,7 процента, или 246 респондентов, назвали причинами отказа отсутствие пенсионных отчислений; 19 процентов, или 206 респондентов, указали на повышенные процентные ставки по кредиту. А 5,7 процента, или 62 человека, указали завышенные тарифы на страхование клиентов с инвалидностью.

Касательно физического доступа в финансовые организации почти треть — 29,6 процента (740 респондентов) отметили недоступность входной группы в отделения финансовых организаций. Среди причин — отсутствие пандусов, тактильных плиток, звонка вызова персонала, мнемосхем. 21,8 процента, или 543 респондента, назвали одну из основных проб­лем при получении финансовых услуг — это отсутствие приоритета в первоочередном обслуживании клиентов с инвалидностью. 27,3 процента, или 593 респондента, указывают на отсутствие внимания к ним или игнорирование со стороны работников финансовых организаций. Более половины респондентов (56,2 процента, или 1405 человек) указали на необходимость наличия квалифицированных и обученных сотрудников, обслуживающих инвалидов, и предложили рассмотреть возможность выезда на дом для консультирования и обслуживания лиц с инвалидностью.

8,7 процента, или 467 респондентов, высказались о необходимости оснащения банкоматов и терминалов соответствующими техническими и программными свойствами создания универсального дизайна в мобильном приложении и онлайн-банкинге. А 22,1 процента, или 553 инвалида, сообщили, что для них удобно наличие специализированного Call-центра при удаленном обслуживании, а также наличие специально оборудованного пространства (к примеру, зала ожидания) для лиц с инвалидностью при личном посещении отделения банка.

Подготовила Лала ИСЛАМОВА

Комментарии закрыты.