The news is by your side.

Герой и гражданин. Без него небо опустело

Без него небо опустело

Триста пять боевых вылетов, пять сбитых самолетов, 20 уничтоженных танков и два локомотива с вагонами и техникой, а также несколько артиллерийских установок и живой силы врага. Все это лишь краткий перечень боевых заслуг дважды Героя Советского Союза, прославленного летчика Талгата Бегельдинова.

Он начинал боевой путь рядовым пилотом, а закончил его командиром эскадрильи гвардейского авиаполка, а после войны более полувека мирно трудился на благо Казахстана.

5 августа 2022 года в Казахстане отметили 100-летие со дня рождения дважды Героя Советского Союза, прославленного летчика Великой Отечественной войны Талгата Бегельдинова. За год до этого в Астане установили памятник из бронзы и гранита, а в преддверии празднования юбилея в Сети опубликовали ряд личных документов, а также писем, написанных рукой героя.

 

От подающего надежды лётчика до командира эскадрильи

Талгат Бегельдинов родился 5 августа 1922 года в ауле Майбалык Акмолинской области в семье крестьян. Жили очень тяжело. По казахской традиции шестилетнего Талгата отдали на воспитание в бездетную семью младшего брата в нынешнюю столицу Кыргызстана — город Бишкек. Там и определилась судьба будущего аса, когда в 16-летнем возрасте Талгат попал в аэроклуб, а перед самой войной поступил в Балашовскую военную авиационную школу пилотов под Саратовом.

На фронт Бегельдинов был мобилизован в январе 1943 года в 20-летнем возрасте. Его сразу же отправили в район Калинина, где начались боевые будни с ежедневными вылетами.

Первый же и, наверное, самый памятный вылет будущий дважды Герой Советского Союза совершил 17 февраля, когда группа штурмовиков атаковала железнодорожный состав врага. В мае того же года Талгату Бегельдинову предстоя­ло принять участие в тяжелом бою, на поврежденном самолете выполнить поставленную миссию и после катапультирования долгой и опасной дорогой вернуться к своим.

Это было в начале мая. Шесть наших «Илов» встретились в воздухе с 12 немецкими бомбардировщиками, и закружилась карусель воздушного боя. Немец атаковал снизу, был сбит, но успел повредить самолет Талгата и ранить его самого. После боя, несмотря ни на что, боевая группа направилась к главной цели вылета – вражескому аэродрому. На месте им удалось разбомбить более сотни самолетов, после чего развернуться и улететь целыми.

Поврежденная машина Бегельдинова стала отставать, когда до линии фронта оставалось 40 километров. Два немецких самолета пытались принудить его к посадке, но он не выполнял их команды. Штурмовик немцы расстреляли пулеметными очередями, повредили мотор и кабину, загорелся двигатель. Пилот и стрелок выпрыгнули с парашютами. Потом герои шли к своим, натыкались на немецкие посты и были вынуждены прятаться в болоте от преследователей. Стрелок не сумел дойти до спасительной черты и даже погиб на минном поле перед самой линией фронта, а раненый Талгат переплыл реку и попал в расположение советских войск.
Подлечил раны в госпитале — и снова в строй.

Дерзость и расчетливость молодого летчика поражали сослуживцев. Уже через год после своего первого боя — 26 октября 1944 года — гвардии старшему лейтенанту Талгату Бегельдинову за лично сбитые в воздушных боях четыре вражеских самолета на территории оккупированной фашистами Украины было присвоено звание Героя Советского Союза. Причем свой подвиг Талгат вначале скрыл от командования!

Дело в том, что, несмотря на то, что Великая Отечественная война шла уже третий год, в истории воздушных боев еще не было случая, чтобы самолет-штурмовик, который является далеко не самой маневренной машиной, поразил скоростной истребитель. Во время боя фашистский «Мессершмитт» начал преследовать советский Ил-2, которым управлял Бегельдинов. Маневрируя, Талгат сумел навести прицел на вражеский истребитель и нажал на все гашетки. От потери скорости Ил-2 сразу вошел в штопор, но отважный летчик сумел выровнять самолет и вернуться на базу.

Наутро Бегельдинова вызвали в штаб штурмовой авиадивизии и попросили рассказать, как все прошло. Выяснилось, что наши бойцы пленили того самого фашистского аса, который был подбит Бегельдиновым, но сумел приземлиться. Майор люфтваффе, уничтоживший с начала Второй мировой войны 108 самолетов в Бельгии, Франции и Советском Союзе, был разбит в буквальном и переносном смыслах. Он не понимал, как штурмовой самолет-тихоход Ил-2, который между собой летчики называли горбатым или летающим танком, смог справиться с лучшим образцом германской военной техники. В красноармейской газете затем был опубликован снимок Талгата Бегельдинова с заголовком «Штурмовик может драться с истребителем и даже сбивать».

Наградной лист о присвоении фронтовику высшего звания Советского Союза насчитывает четыре страницы.

«Товарищ Бегельдинов обладает не только отличными боевыми качествами храброго, бесстрашного, тактически грамотного командира-летчика ведущего групп, но и как руководителя штурмана эскадрильи. Он отлично обеспечивает подготовку своих летчиков. Летчики эскадрильи совершили 1670 успешных боевых вылетов, не имея ни одного случая потери ориентировки и ни одного случая удара по своим войскам. Блестяще овладев тактическим приемом нанесения удара с круга, товарищ Бегельдинов повседневно обучает этому приему своих летчиков как наиболее эффектному и обеспечивающему штурмовой удар без потерь для себя, — говорится в документе.

За два с половиной военных года пилот 305 раз поднимал воздушную машину в бой, сбил пять самолетов сам и два в составе группы. С воздуха уничтожил более 20 танков, два локомотива, вагоны с техникой и живой силой, а также несколько артиллерийских установок.

Вторую Золотую звезду гвардии капитан Бегельдинов получил за умелое руководство эскадрильей при штурме скопления вражеских войск, освобождая польские города Краков, Катовице, Вроцлав, Ополе, а затем и Берлин. В документе о присвоении звания дважды Герой Советского Союза говорится:

«Особенно товарищ Бегельдинов отличился в дни боев на германской территории при взятии городов Гинденбург, Оппельн, Сосновице, Катовице, Лигниц, при форсировании рек Одер и Нида и в последующих боях по уничтожению окруженной группировки немцев в городе Бреслау, за что от Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза товарища Сталина имеет десять благодарностей».

Война для героя-орденоносца закончилась участием в историческом первом Параде Победы, который прошел на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года.

После войны боевой летчик перешел в гражданскую авиацию. Его вклад в эту отрасль бесценен: он руководил работой по созданию взлетно-посадочных полос в крупнейших городах Казахской ССР: от Алма-Аты до Кустаная.

Молодой человек продолжил прерванное войной образование, к 1950 году окончил Военно-воздушную академию. Потом служил в штурмовом авиаполку в Украине, руководил штабом в Краснодарской высшей школе штурманов ВВС. Последовательно получал воинские звания подполковника, полковника запаса, генерал-майора авиации КазССР. По состоянию здоровья Талгат Якубекович Бегельдинов в 35 лет ушел в отставку. Но еще долго его жизнь была связана с авиацией: 13 лет он работал в гражданской авиации, был заместителем председателя управления Гражданской авиации. В ряде крупных городов в этот период под его руководством созданы около двух десятков взлетно-посадочных сооружений. Жизнь этого энергичного человека сделала крутой поворот: он получает еще одно высшее образование — на этот раз инженерно-строительное. Герой работал на возведении промышленных и социально-культурных объектов Казахстана. До преклонных лет он активно участвовал в жизни государства и общества. Его трижды избирали депутатом высшего законодательного органа СССР — Верховного Совета. Он возглавлял Международный фонд, который помогает инвалидам войны. За свою жизнь Талгат Якубекович Бегельдинов на славу потрудился для своей Родины, скончался в 2014 году в возрасте 92 лет.

Бегельдинов написал четыре книги мемуаров «Илы атакуют», «305 рейдов», «Сражение в воздухе» и «Пике в бессмертие». Об истории жизни и подвига Бегельдинова снято три фильма: в 1979 году — «Высокое небо Талгата», в 1985 году — «Победы звездный час» и в 2014 году — «Подняться в воздух».

Сегодня имя дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова носят Военный институт Сил воздушной обороны в Актобе и военная школа-интернат в Караганде, его бюсты установлены на аллеях Славы в Кокшетау и Бишкеке. В год 30-летия Независимости Казахстана в Астане был установлен памятник Талгату Бегельдинову. Семиметровая бронзовая скульптура летчика высится на пересечении улицы, носящей имя героя, и проспекта Сары-Арка. Вокруг монумента установлены гранитные формы в виде крыльев, отсылающих нас к доблестной авиации Красной Армии, разгромившей фашизм.

 

Героя помнят и в Польше

Несмотря на противоречивое отношение к памяти советских солдат в Восточной Европе, например, в Польше все еще жива память о Талгате Бегельдинове. Об этом в интервью российской газете «Аргументы и факты» несколько лет назад рассказал польский политолог Конрад Ренкас.

— Печальный опыт Варшавского восстания в 1944 году не был напрасен, потому что в Кракове и других городах польское войско не повторило ошибок восстания, а, наоборот, стало тесно сотрудничать с Красной армией. Спасение Кракова — это именно такой великий триумф польско-советского братства по оружию во главе с военным гением маршалом Иваном Коневым, как, впрочем, и менее известное, но особенно важное спасение промышленности Верхней Силезии. Огромное значение в этих операциях имела советская авиация с такими героями, как Талгат Бегельдинов. Достижения этого летчика-штурмовика приблизили конец войны, спасали тысячи жизней, но и невозможно без них представить столь эффективное освобождение польских земель. В Польше помнят о Талгате, — сказал он.

Подготовил Алексей ПОЛЯКОВ

Комментарии закрыты.