The news is by your side.

Главное — качество

Готовы к серьёзным вызовам

Как известно, 16 марта вузы страны перешли на дистанционное обучение. Как идет этот процесс, над чем работают сегодня преподаватели и сотрудники, рассказал ректор Таразского государственного университета имени М. Х. Дулати Махметгали Сарыбеков.

— Махметгали Нургалиевич, мы знаем, что для ТарГУ дистанционное обучение не является чем-то новым. Насколько успешно оно ведется сейчас?

— Да, действительно, как пилотный проект Министерства образования и науки Республики Казахстан дистанционное обучение начало внедряться в нашем университете с 2010 года. За прошедшее время накоплен определенный положительный опыт по реализации дистанционных образовательных технологий, который сегодня оказался весьма полезным. В настоящее время на дистанционное обучение переведены все 11950 обучающихся в университете.

В помощь преподавателям отделом дистанционного обучения по утвержденному графику проводятся консультации и вебинары. На базе ресурсного центра пополняется видеоконтент, разрабатываются онлайн-курсы и видеолекции.

Ученым советом приняты дополнения в академическую политику вуза, где прописаны правила работы с информационными системами, обозначены официальная платформа «Сириус», условия мониторинга и анкетирования, требования к политике оценивания.

Внесены изменения в академический календарь образовательного процесса по срокам организации и проведения предстоящей экзаменационной сессии и итоговой аттестации обучающихся. Эффективно работает система взаимодействия с преподавателями и студентами через чаты и месенджеры.

— Какие трудности в реализации дистанционного обучения испытали студенты за это время?

— Университет постоянно мониторит данный вопрос. Как показали результаты анкетирования, в котором приняли участие более двух с половиной тысяч студентов, подавляющее большинство из них (78 процентов) выходят в Сеть со смартфонов и используют преимущественно мобильный Интернет. Имеют место жалобы студентов, проживающих на селе, на низкую скорость Интернета. С АО «Казахтелеком» мы в этом направлении сейчас работаем.

Другой важный вопрос — мощность серверов. Мы регулируем нагрузку на них: используем в качестве официальной платформы запатентованную собственную автоматизированную систему управления «Сириус», а остальные ресурсы используются как дополнительные для проведения занятий онлайн и офлайн.

— Как проводится информационно-разъяснительная работа? Ведь очень важно, чтобы особенности дистанционных образавательных технологий правильно понимали студенты и их родители.

— В университете на постоянную основу поставлена информационная поддержка преподавателей, студентов, родителей. С первого дня чрезвычайного положения работают телефоны горячей линии, открыт call-центр. В социальных сетях ведется видео­дневник, отсняты и запущены видеоролики.

— Мы понимаем, что главным является качество образовательного процесса. Как в университете обеспечивается мониторинг дистанционного учебного процесса?

— Он ведется несколькими способами. Во-первых, через официальную систему. Проводится мониторинг активности (количества закачек и скачек информации) в разрезе: периода, вида работы, студентов и преподавателей. Доступ к отчетам открыт по ссылке и внешним аудиторам, а также отслеживается администрацией, деканами и заведующими кафедрами. Далее — строгий контроль занятий по расписанию. Составлено расписание онлайн-занятий, проводимых с помощью различных стриминговых платформ (на сегодня 69 дисциплин). Расписание с идентификаторами доступно на сайте вуза и легко может быть промониторено. Все больше преподавателей переходят от офлайн к онлайн-обучению. И еще через работу комитета по качеству проводится мониторинг материалов записей лекций, качества заданий и эффективной обратной связи.

— Махметгали Нургалиевич, какие в перспективе стоят задачи перед вузом по внедрению и совершенствованию дистанционных образовательных технологий?

— Сегодня нам приходится не только вносить дополнения и некоторые изменения в академическую политику, графики государственных экзаменов и защиты в академическом календаре, но и более гибко и оперативно реагировать на развитие ситуации.

Уже следует начать подготовку к итоговым экзаменам, что потребует усиления материально-технической базы, более подробного изучения возможностей каждого обучающегося, оценки и доработки систем верификации, которых, возможно, будет применено несколько.

Также идет процесс разработки совершенно новых подробных с технической точки зрения рекомендаций по организации конт­роля и экзаменов в контексте соблюдения принципов академической честности.

Подготовила
Камила ПОЛЯКОВА

Комментарии закрыты.