The news is by your side.

Главный герой

Актёру и режиссёру Асанали Ашимову — 75 лет

На долю маленького Асанали выпала трудная судьба. В семилетнем возрасте потерял отца, слывшего в ауле чудесным рассказчиком, юмористом и вообще человеком жизнерадостным. Он погиб на войне, не дожив месяца до Победы. А мать Тажихан работала в колхозе от зари до зари.

Асанали в 1944 году пошел в первый класс казахской семилетней школы имени Ленина Сарысуского района Жамбылской области. Учился неплохо, всегда отличался находчивостью, живым характером. О его детских годах вспоминал его школьный товарищ, ныне покойный Каришал Уызбаев: «В те годы мы никогда досыта не наедались. Но непомерно предавались детским играм и забавам. На окраине маленького аула был невзрачный заброшенный саманный домик. Возле него находилась мастерская кузнеца Байлы. Это для всех детишек было излюбленным местом для игр. Нередко играли в «артиста». Уже тогда Асанали никому не отдавал пальму первенства «избранного артиста». Всегда веселый, задорный Асанали своими неожиданными выходками, веселым нравом поддерживал наш дух. Многие до сих пор помнят песню «Шестнадцать стариков», сочиненную им в подражание знаменитой казахской песне «Шестнадцать девушек». Асанали высмеивал аульных стариков без злости, и в этой песне он метко охарактеризовал каждого из них. Уже тогда было в нем что-то от артиста».

Безусловно, Асанали Ашимов является яркой, неповторимой личностью современного казахского театра и кино. Великолепный русский актер Олег Табаков говорил, что играть вместе с Асанали Ашимовым доставляет ему большое удовольствие. Его выразительный, проницательный взгляд на первых порах шокирует партнера. Но со временем под этим взглядом ты все больше приобретаешь уверенность.

Выразительные глаза, гипнотизирующий взгляд будущего актера привлекли замечательного казахского режиссера, патриарха казахского театра Аскара Токпанова. Именно он «насильно» перетащил абитуриента сельхозинститута в институт искусства, бурно защищал его перед компетентной строгой комиссией.

Фортуна улыбнулась уже на первом курсе. Известный кинорежиссер, постановщик хорошо известного фильма «Ботагоз» по одноименному роману Сабита Муканова Григорий Арон пригласил А. Ашимова сниматься в фильме. И дебют удался. Его сразу приметили. Началась полоса удач молодого студента-актера. Благосклонная судьба сроднила с великим актером и режиссером Шакеном Аймановым, который благотворно повлиял на его творческий рост.

После института в 1961 году он успешно окончил театральный факультет Казахской академической консерватории имени Курмангазы, работал на киностудии «Казахфильм», снялся в нескольких фильмах. Однако все это время жило неуемное стремление работать «вживую». Общение со зрителями всегда ему доставляло большое удовольствие. И эта тяга привела в 1964 году в Казахский академический драматический театр имени Мухтара Ауэзова, где он проработал около четверти века.

Особенно зрителям запомнились роли Асана в драме Калтая Мухамеджанова «На чужбине», Касболата в пьесе Тахауи Ахтанова «Буран», Татаева в «Восхождении на Фудзияму» Чингиза Айтматова, Калтая Мухамеджанова и др.

Спектакль «Кровь и пот» был создан замечательным режиссером Азербайжаном Мамбетовым на основе трилогии знаменитого казахского писателя Абдижамиля Нурпеисова. Драматическая роль Еламана раскрыла творческий потенциал молодого актера. За этот большой труд в 1974 году Асанали Ашимов и его коллеги Азербайжан Мамбетов, Фарида Шарипова, Идрис Ногайбаев были удостоены Государственной премии СССР.

Замечательный двухсерийный фильм выдающегося кинорежиссера Султана Ходжикова «Кыз Жибек» имел большой успех и у нас, и за рубежом. Асанали Ашимов сыграл главного героя Бекежана, степного рыцаря и удалого храбреца со сложным характером. Здесь уместно привести высказывания живого классика казахской литературы Абдижамиля Нурпеисова:

«…И там буквально яркой звездой, затмевая юных неопытных исполнителей главных ролей, блеснул великолепный талант истинного казахского батыра, сыгранного Асанали Ашимовым. Он откровенно излучал, как нынче говорят, глубоко отрицательное обаяние, но мощный темперамент, темное роковое чувство хлынули на наши экраны с такой покоряющей неудержимой силой, напором, что фактически его злодей, Бекежан, стал бесспорным кумиром восхищенных зрителей».

Кинофильмы «Конец атамана» и «Транссибирский экспресс» вошли в золотую сокровищницу казахского киноискусства.

В 1972 году А. Ашимову присуждена Государственная премия Казахской ССР, а в 1980 году он был удостоен звания народного артиста СССР. Фильмы с его участием стали призерами и победителями международных авторитетных кинофестивалей.

Асанали Ашимов является автором интересной документальной книги «Песня Майры», где ярко и взволнованно описывается творческая личная жизнь супружеской четы в контексте истории развития театра и кино Казахстана в шестидесятых — восьмидесятых годах.

Им выпущено пятитомное собрание сочинений, состоящее из мемуаров, дневников и размышлений на тему искусства театра и кино. Богато и со вкусом иллюстрированное издание отличается содержательностью и изысканностью подбора материалов.

В 2002 году великолепным режиссером, народным артистом РК Рубеном Андриасяном поставлена драма немецкого драматурга Гауптмана «Перед заходом солнца», где главную роль Матиаса Клаузена сыграл Асанали Ашимов. К созданию роли актер шел долго.

Уместно привести высказывание актера: «Роль старого немца Матиаса Клаузена, который полюбил молодую девушку и был любим ею, мне близка и понятна. Я играю как бы самого себя в определенный период моей жизни».

Обычно cкупой на похвалы Рубен Андриасян на этот раз не смог скрыть свои эмоции и писал с восторгом: «Это актер-глыба, который каждую минуту своего существования на сцене заполняет такой глубиной мысли и чувств, что завораживает зал даже тогда, когда ничего не говорит…»

Испокон веков известно, что любой человек, стремящийся к успеху, встречает на своем пути множество разного рода барьеров.

У Асанали таких барьеров было предостаточно и в жизни, и в творческой деятельности. Самые тяжкие — невосполнимые потери любимой жены, известной оперной актрисы Майры Аймановой, а потом сыновей: архитектора Мади и незабвенного актера кино Саги. Он остался один с престарелой матерью Тажихан и мужественно перенес непомерную тяжесть утрат.

Рядом с сыновней любовью у Асанали всегда была любовь к родной земле. На этой земле покоятся его дед, братья, сестры, близкие. Его всегда глубоко волновал образ деда Ыскаха, религиозного человека с безупречным прошлым и мягким характером. Он смутно помнил его лицо с большой серебряной бородой, однако в памяти надолго остался день, когда его хоронили всем аулом. И помнит: после похорон шел проливной дождь, которого долго ждали люди после затяжного засушливого лета.

И Асекен, свято чтя доброе имя деда, в 2006 году построил на свои средства мечеть в родном ауле. Он однажды признался, что с его плеч свалилась тяжелая ноша, и в душе стало спокойнее и легче.

Несмотря на свой семидесятипятилетний возраст, актер все еще сотрудничает с коллективом драматического театра имени Калибека Куанышбаева в Астане. Гастрольные поездки запланированы в западные области Казахстана.

Имя Асанали широко известно не только у нас в стране, но и за рубежом. Его заслуги достойно отмечены многими наградами нашей страны. Он является обладателем ордена Ломоносова Российской Федерации. В 2011 году он стал лауреатом Звезды Содружества.

Пернебай ДУЙСЕНБИН,
член Союза писателей Казахстана

Комментарии закрыты.