The news is by your side.

Гостинец для гостиниц

Музей под открытым небом — подспорье бизнесу

Жамбылская область всегда была богата на различные исторические изюминки, способные привлечь даже самого пресыщенного туриста. Сегодня в центре Тараза извлекается из небытия еще одна — в виде шахристана древнего городища. Музей под открытым небом способен стать толчком для развития туристской индустрии в целом. Однако призванные сыграть решающую роль в деле привлечения народных масс со всей планеты, все эти архитектурные памятники без развитой инфраструктуры теряют свою социально-экономическую (не путать с историко-культурной) значимость. 

Согласно государственному стандарту понятие «места размещения туристов» включает в себя гостиницы, мотели, кемпинги, турбазы, гостевые дома, дома отдыха и пансионаты. Не будем гнаться за всеми зайцами сразу, а поговорим о развитии в нашей области первого сегмента.

Государственные гостиницы, как известно, существовали только в советские времена и были представлены разве что двумя — «Джамбул» и «Тараз». Сегодня здесь вовсю рулит рынок по своим, неведомым простому обывателю законам. Спору нет, гостиницы сегодня появляются, и даже очень неплохие (по крайней мере, внешне), но вряд ли их владельцы заморачивались проведением логистических исследований. Потребность и потенциал развития сектора напрямую зависит от того, какими темпами и с каким успехом будет происходить становление туристического кластера. Маркетинговый анализ в данном сегменте не проводился раньше, не проводится и теперь. С другой стороны, вложение капитала в строительство гостиниц во всем мире считается выгодным предприятием, однако нынешнее состояние отрасли не позволяет говорить об этом. Главную конкуренцию сегодня составляют частные лица, сдающие квартиры внаем. Чтобы убедиться в этом, достаточно пролистать любую местную рекламную газету, изобилующую объявлениями типа «сдаю посуточно, командировочным — полный пакет документов». Другой вопрос: платят ли они положенные налоги и можно ли говорить о добросовестной конкуренции?

Согласно скупым данным областного департамента статистики, всего в регионе насчитывается 82 гостиницы, причем ведомство градирует их по одному признаку — с ресторанами и без. Последних гораздо больше — 66. В Таразе в этой сфере всего действует 37 субъектов бизнеса.

В отделе туризма, который с недавних пор входит в состав управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития, выдали несколько другую информацию. Впрочем, процесс сбора сведений продолжается, и в предоставленном списке пока фигурирует 67 гостиниц. Что характерно, новые открывались только с начала века, в лихих 90-х прошлого не появилось ни одной. За исключением двух вышеназванных «патриархов» в Таразе распахнули двери 33 гостиницы. К последним можно отнести открывшиеся в прошлом году «Diamond» с двумя vip-номерами, «Комфорт» (14 номеров) и «Уют» (20 номеров).

Если взглянуть на сельские районы, ожидаемо лидируют Шуский с его железнодорожной развязкой (17 гостиниц) и приграничный Кордайский (7), в Меркенском значатся три. Еще раз подчеркнем, что реестр пока не полный, однако общую картину он все-таки дает.

Следующий момент — категорийность. Пусть и немного не о том, но крылатое выражение «Лучше всего, конечно, пять звездочек!» почтенного лектора Сергея Филиппова из старой советской комедии есть выражение мечты владельца любой, даже самой захудалой гостиницы. Увы, сегодня понятие звездности в наших гостиницах отсутствует как явление. Причин тому несколько. Во-первых, процесс присвоения категории (от одной до пяти звезд) сугубо добровольный, к тому же необходимо вызывать экспертов из Алматы. Во-вторых, чтобы соблюсти все требования, вплоть до заказа специальных полотенец с логотипом и обучения персонала иностранным языкам, нужно вложиться очень и очень прилично. В-третьих, нет такого наплыва туристов класса «люкс», которым подавай только самое качественное и изысканное. В итоге сегодня жамбылские гостиницы — ПРОСТО гостиницы. И ничего больше.

Больше может быть только в одном случае — когда должное развитие получит туристический кластер. Хотя и сейчас присутствуют такие фишки, которые можно с успехом использовать для продвижения собственного бренда. Поняли это, к примеру, в старейшей гостинице «Жамбыл», где в свое время останавливалось очень много известных персон. На днях в рамках международного фестиваля землячества откроется мемориальная доска в память о великой певице Анне Герман. Такой ход можно взять на вооружение и другой местной гостинице «ARK MS», где транзитом в Беларусь несколько дней прятался экс-президент Кыргызстана Курманбек Бакиев. Рекламировать свои услуги нужно агрессивно и масштабно, не уповая только на объективные обстоятельства. Но у нас считают, что разбогатеть можно ничего не делая и ничего ни во что не вкладывая.

Проблема развития туристического кластера, в том числе и гостиничного бизнеса, сложна и многогранна. Мы приглашаем к разговору все заинтересованные структуры и обязательно продолжим тему в последующих публикациях.

Дархан БАЙТУОВ,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии закрыты.