The news is by your side.

Государство не обманешь

Таможня предъявит претензии

Не перестает быть актуальной проблема автомашин с кыргызскими номерными знаками. Об этом свидетельствует статистика. Областным департаментом таможенного контроля за семь месяцев текущего года возбуждено 186 дел по признакам статьи 430 Кодекса РК об административных правонарушениях (транспортировка, хранение, приобретение, пользование или распоряжение товарами и транспортными средствами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза с нарушением таможенных правил). 

Пошлины дороже машины

Как известно, с вступлением Казахстана в Таможенный союз произошли изменения в ставках таможенных пошлин, они стали едиными для всех трех стран экономического объединения. По этой причине ввозные пошлины и цены на автомобили в странах ТС и в Кыргызстане стали ощутимо разниться. Дешевые машины в соседней республике стали поводом для нарушения таможенных правил гражданами нашей республики.

Пошлина у нас на автомобиль, находящийся в эксплуатации более пяти лет с даты выпуска, с объемом двигателя от двух до трех тысяч кубических сантиметров, составляет четыре евро за один см3. Возьмем наиболее распространенные «фольксвагены» и «тойоты» 2006 — 2007 года выпуска с объемом двигателя 2500 кубических сантиметров. Умножаем 2500 на четыре. Получается 10000 евро, это в пределах двух миллионов тенге. Зачастую размер таможенных платежей и налогов при оформлении автомобиля в таможне превышает стоимость самой машины. И гражданам невыгодно производить таможенную очистку уже купленного в Кыргызстане дешевого автомобиля, поэтому они идут на всевозможные ухищрения.

 

А где хозяин?

В последнее время все чаще задается вопрос: почему автомашины с кыргызскими номерами беспрепятственно пересекают границу, а уже на территории Казахстана их вылавливают таможенники и органы дорожной полиции?

Все дело в том, что физические лица при пересечении границы не нарушают закон, поскольку транспортным средством управляет иностранец (в нашем случае гражданин Кыргызстана). А он имеет право в льготном порядке завезти на территорию Казахстана транспортное средство на срок не более одного года. Этой нормой закона и пользуются недобросовестные граждане. Они едут в соседнюю страну, покупают там автомобиль, но не переоформляют его на себя. Продавец-кыргызстанец садится за руль и спокойно пересекает границу. В этот момент юридически продавец как был, так и остается хозяином автомобиля. Затем, отъехав от границы, он оформляет доверенность на право владения автомашиной на имя покупателя-казахстанца.

Бывают случаи, когда на территории Кыргызстана оформлена доверенность, но она не предъявляется таможенным органам. При пересечении границы невозможно предотвратить подобные нарушения, поскольку не все иностранцы едут к нам продавать свое авто.

Теперь о том, что конкретно является нарушением при управлении автомашиной с кыргызскими номерами.

Если автомобилем управляет не иностранец, который в льготном порядке пересекал границу, то происходит нарушение таможенных правил. С точки зрения гражданского права нарушений нет, за рулем сидит лицо, имеющее право управлять транспортным средством. Но с точки зрения таможенного законодательства налицо нарушение, потому что передача автомашины в пользование без разрешения таможенного органа запрещена. На территории Казахстана распоряжаться транспортным средством может только тот, кто пересек границу на этой машине на основании пассажирской таможенной декларации.

 

Штраф — только прелюдия

Что грозит нарушителю? Административное дело по той же вышеназванной статье рассматривается в суде. На нарушителя налагается штраф в размере от пяти до 10 МРП (от 8655 до 17310 тенге). Но главное, с него не снимается обязанность погасить причитающиеся к уплате таможенные платежи и налоги. То есть с того момента, когда нерезидент передал автомобиль кому-либо, наступает обязанность по уплате таможенных платежей и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы этот автомобиль ввезли в общем порядке.

Размер таможенного сбора составляет 60 евро, размер пошлины — в зависимости от года выпуска и объема двигателя машины, НДС — 12 процентов от суммы, образованной при сложении таможенной стоимости автомобиля, размеров пошлины и таможенного сбора. Словом, расплачиваться нужно сполна.

 

Скупой платит больше

Во всех областях нашей страны таможенные органы совместно с органами дорожной полиции проводят совместные рейды по выявлению таких фактов. Учитывая, что водителями автомашин с кыргызскими номерными знаками зачастую нарушаются правила дорожного движения, полиция также самостоятельно выявляет подобные факты и передает материалы в таможенные органы. Таким образом, борьба с нарушителями ведется повсеместно. Надеяться на то, что вашу «левую» автомашину не выявят, наивно.

Кстати, граждане Казахстана могут купить автомобиль за границей и временно ввезти его на законных основаниях. Но на срок не более полугода и с условием обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов. То есть на счет таможенного органа нужно положить начисленную сумму из того расчета, что если бы автомобиль проходил очистку в общеустановленном порядке. Полгода можно попользоваться машиной, а при вывозе за границу эта сумма гражданам возвращается. Уплату пошлин и налогов можно обеспечить другими способами: банковской гарантией, поручительством, залогом имущества, договором страхования.

Если же транспортное средство не зарегистрировано в иностранном государстве, то при перемещении его через таможенную границу нужно оплатить все необходимые таможенные платежи и налоги.

Конечно же не следует пытаться обхитрить государство — это выйдет себе дороже.

Гульмира НУСКАБАЕВА,
начальник управления организации таможенного контроля ДТК
по Жамбылской области

Комментарии закрыты.