The news is by your side.

Говорящая долина

В Шуском районе кроме конопли есть и другие достопримечательности

Свинцовые тучи, предвещающие серьезную непогоду, значительно сократили и без того короткий день. Летом часов в шесть вечера спокойно можно было бы продолжать фотографировать еще при естественном освещении, но когда мы приехали в Шуский район, сумерки уже насильно укладывали горожан в теплые постели. 

Туроператорам после трудового дня в Мерке дремать не давала настырная Меруерт Сергеева, руководитель отдела туризма управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития. «Не спать! Собираем материал для разработки маршрутов!» — скомандовала она. Вся группа «вытряхнулась» из автобуса убедиться в том, что этот край интересен не только печально известной коноплей. Пора региону придумать новый бренд. А рассказать здесь есть о чем.

 

 

 

Итак, мы отправляемся в село Толе би (оно находится в 240 километрах северо-восточнее города Тараза). Здесь стоит памятник уникальному человеку — Балуану Шолаку, который жил в 1864 — 1919 годах. Вырос он в Кокшетау, но его предки из Шуской долины. Настоящее имя этого человека — Нурмагамбет Баймырзаулы. Как рассказал нам один из местных жителей, в детстве джигит повредил руку и изуродовал пальцы. С тех пор его и стали называть Шолаком, что в переводе означает беспалый.

Личность, надо сказать, замечательная. Нурмагамбет Баймырзаулы обладал необыкновенной силой. Говорят, что он мог удерживать на плечах бревно с двадцатью джигитами. На ярмарках богатырь поднимал камень весом в 51 пуд – 816 килограммов! А еще он гнул подковы, владел сложной джигитовкой, побеждал именитых борцов. При этом был страстным поклонником музыки. После себя оставил десятки авторских песен. Одна из самых известных — «Галия» — посвящена любимой женщине. Увы, несмотря на то что в свое время он был одним из самых завидных женихов в степи, балуану так и не удалось обрести семейного счастья с той, кому принадлежало его сердце.

 

 

 

Недалеко от памятника Шолаку находится местный музей. Его здание нам показалось очень похожим на православную церковь XIX века, которая находится в Мерке. Оказалось, так и есть: когда-то здесь проходили службы, а теперь… стоят чучела животных. Как-то это все выглядит нелепо в храме. Коробит. Остальная экспозиция временно свернута — здание будут ремонтировать. И только памятник Ленину стоит в темноте возле крыльца бывшей церкви, как будто главного атеиста страны Советов грехи не пускают внутрь. Делаю несколько кадров, и руки опускаются. Не могу. В душе появляются какие-то скомканные чувства.

 

 

 

 

Рано утром мы снова на ногах. Ночью закрутилась пурга. Дорогу замело. Пробиваемся к средневековым тюркским святилищам Жайсана в долине реки Шу. На карте они обозначены между небольшими речками Теректы и Шатырколь. Нам удалось увидеть только одно святилище у самой дороги — по полю невозможно идти, сплошная слякоть, а жаль, здесь очень много интересных исторических памятников.

 

 

 

 

От себя рекомендую туристам взглянуть на культовый комплекс Жайсан-14. (Приходилось бывать в июле 2005 года, когда раскопки вела археолог Айман Досымбаева.) Там находились два мужских и одно женское изваяния. Это четкие рельефные работы средневековых мастеров. Для таких древних памятников они на удивление хорошо сохранились.

— Некоторые захоронения символические, — говорит краевед Искандер Торбеков. — Их делали, если воины гибли в походах, далеко от родины. В Жамбылском районе тоже встречаются ритуальные захоронения без тел. В одном из них при мне был найден сопроводительный материал — керамическая посуда, остатки наконечников стрел, копий, боевых ножей и останки коня — верного спутника воина. На Жайсане насчитывается примерно 35 каменных изваяний. Они датируются V — VIII веками нашей эры.

Рядом со святилищами — сакские курганы. Искандер считает это признаком родственных связей тюрков с саками, которые выразились во взаимопродолжении традиций и ритуалов.

Еще здесь есть очень интересные наскальные рисунки со сценами охоты, с изображением диких животных и солярных знаков. До них мы, увы, тоже не добрались.

 

 

 

Из-за непогоды пришлось отменить поездку в село Аксу на городище Баласагуни. Но на Тасоткельское водохранилище съездить все-таки рискнули. В радиусе нескольких километров от водохранилища совершенно другой микроклимат, как будто объект находится под невидимым защитным колпаком. Земля влажная, но снега нет.

— В водохранилище водятся сазан, белый амур, карась, лещ, судак, — говорит местный житель Базарбек Жиентаев. — Здесь часто бывают рыбаки. Приезжают отдохнуть на несколько дней.

Особых условий для туристов на водохранилище никто не создает. На берегу стоит дом без отопления и электричества. Укрыться от непогоды в нем можно за 1000 тенге с человека. И спать придется на своей постели.

А летом здесь, наверное, очень хорошо. Это так, информация к размышлению. Для полноты впечатлений все-таки не хватило прогулки на лодке по озеру.

 

 

 

О том, что в городе Шу встречаются натуры утонченные, свидетельствует памятник, поставленный игривому и любимому народом кюю «Ерке сылкым» в районе автовокзала на улице Толе би. Произошло это культурное событие в 2011 году. К необычному памятнику мы подъехали в кромешной темноте, хотя было еще не сильно поздно. На мгновенье на постаменте из мрака в свете вспышки вдруг появилась стройная, как тростинка, девушка в нарядном национальном костюме с воздушными оборочками, а вокруг нее птицы, как ноты, разлетаются в стороны.

Автор увековеченного кюя — уроженец аула Жамбыл Шуского района Абдимомын Желдибаев. Музыкальное произведение было написано еще лет сорок назад и посвящено молодой красавице. За это время кюй вошел в золотой фонд казахской музыкальной культуры. Как было бы здорово, если бы произведение звучало как гимн любви и красоте от одного прикосновения к памятнику. Нам же пришлось вызывать музыкальный дух шедевра уже дома через Интернет. Получилось: из динамика полились звуки легкие, как степной ветерок, и игривые, как резвый жеребенок.

Елена ЕФИМОВА, фото автора

4 Комментарии
  1. Рауф говорит

    И здесь, как в других публикациях этой серии, ощущение сопричастности к происходящему с участниками тура и чувство сожаления, что тебя не было там… И еще: замечательная идея автора — оживить камни. Хочется верить, что найдутся такие, кто захочет это сделать, — неравнодушные, настоящие патриоты земли своей…

  2. Владимир говорит

    Долина, ЧУдная долина. На памятнике Шолак (беспалый) без потерь, при всех своих десяти на руках. Понятно, искусство выше правды жизни. Ленин у входа в старую церковь, где выставлены чучела животных, как и сам Ленин выставлен напоказ в другом ритуальном сооружении. Средневековые захоронения без тел. Может, все это сакральные знаки истории, не столь очевидные, как наскальные рисунки. Действительно, было бы здорово, если бы памятник кюю зазвучал. Только не от прикосновения. Иначе звучать он будет круглосуточно, но недолго («запускать» мелодию будут по поводу и без, и не только ценители этноклассики), уже испытывая терпение живущих поблизости, в районе автовокзала по улице Толе би. Может, через определенные промежутки времени будет лучше, и только в дневное время?

  3. Елена ЕФИМОВА говорит

    Володя, спасибо за комментарии. На правой руке у балуана на безымянном и среднем пальцах не хватает по две фаланги. По поводу памятника кюю, думаю, если бы он звучал от прикосновения, да еще в исполнении один раз домбры, другой раз целого оркестра народных инструментов, третий раз в аранжировке какой-нибудь — было бы здорово. Врядли это кому-то на шумной дороге сильно помешало. Не так уж там и людно. Ждать часа, когда памятник заиграет все-таки не очень удобно. В любом случае, это всего лишь идея, которую шусцы пока не подхватили.

  4. Гульжан - Елене говорит

    Леночка, Аранжировка кюя безо всякого Оранжа)

Комментарии закрыты.