The news is by your side.

Граница для архаров. Опасности миграции редких животных

Опасности миграции редких животных

Наш регион богат разнообразием природных ландшафтов, обилием диких животных и всевозможных растений, причем среди них немало эндемиков. То есть редких представителей флоры и фауны, какие больше не встречаются нигде на Земле. На территории области находятся охраняемые природные территории, в том числе старейший в Центральной Азии Аксу-Жабаглинский заповедник (его восточная часть) и самый молодой в Казахстане Каратауский заповедник. Основной целью его создания стало изучение и сохранение каратауского архара.

Тему защиты этого исчезающего вида намерен поднять ряд наших экоактивистов. Например, представитель общественного объединения «Жабаглы-Манас» Рауф Сабитов обратил внимание на проблему, которая возникла еще в начале 90-х годов прошлого века и обострилась недавно по причинам развития местной и международной логистики.

— Проблема с архарами обострилась из-за антропогенных факторов, — рассказывает Рауф Сабитов. — Архары — животные, которые в зависимости от времени года мигрируют, и пути миграций для обитающих на Каратауском хребте животных стали привычными. Однако в последние годы из-за того, что на казахстанс­ко-кыргызской границе установлены заграждения из колючей проволоки, пути миграции диких животных оказались перекрыты. Даже те довольно символические заграждения, что стояли в один ряд на границе в Жуалынском районе, для архаров — непреодолимая преграда. Само собой, никаких проходов для диких животных, хоть они необходимы для сохранения экосистемы, в таких ограждениях не предусмотрено. Мало того, обострение приграничной ситуации в этом райо­не из-за проблем с поливной водой и других обстоятельств привело к усилению пограничного контроля с обеих сторон, что сделало равнинные и предгорные участки границы абсолютно непроходимыми для всех видов животных.

— Но даже в тех горных районах, где граница не перекрыта заграждениями, не все так просто. Еще когда обсуждался проект автотрассы Западная Европа — Западный Китай, мы поднимали вопрос о создании проходов для сохранения путей миграции животных, — продолжает Рауф Кабиевич. — Строители в свою очередь обещали, что трасса через некоторые промежутки будет иметь переходы под дорожным покрытием, по которым животные смогут переходить с одной стороны трассы на другую, не рискуя погибнуть под колесами. Но такие переходы, если и имеются кое-где, не выполняют своего предназначения. Во-вторых, при интенсивном круглосуточном автомобильном движении на трассе Западная Европа — Западный Китай животные просто боятся приближаться к ней. То есть пути миграции диких животных, и не только архаров, в нашем регио­не нарушены. А это может еще больше сократить и без того малое поголовье горных баранов. Вообще же, данная ситуация нуждается в полноценной научной экспертизе и принятии по ее результатам безотлагательных действий.

В-третьих, отмечено сокращение ареала обитания горного барана и почти полное отсутствие встречи с ним в соседнем Кыргызстане. С одной стороны, причина тому — прекращение сезонных миграций архара по уже упомянутым причинам, с другой — браконьерство. Это отдельная и тоже безотлагательная тема.

Нельзя сказать, что описанная выше проблема неизвестна или замалчивается. В качестве одной из мер защиты архара предлагается присоединить к заповеднику Аксу-Жабаглы прилегающие участки хребта Жабаглытау. Также планируется ускорить создание заповедника в Джунгарском Алатау, усилить охрану в заповедниках, заказниках и охотничьих хозяйствах. Но эти меры не решают главной проблемы, связанной с развитием дорожной сети и повышением интенсивности движения на ней. Дикие животные гибнут даже на районных дорогах. Прошлой осенью на дороге в Каратау, вдоль одноименного хребта, экспедиция клуба «Жабаглы-Манас» обнаружила шакала, погибшего под колесами автомобиля.

Итак, опутанные колючей проволокой границы — это проблема первого плана. Для ее решения требуются переговоры между странами, международные соглашения и прочие документы. В свое время, кстати, страны Западной Европы сумели решить аналогичную проблему, создав зону свободной торговли и отказавшись от перекрытых границ. У нас же пока об этом остается только мечтать. А время не ждет, ведь целый вид животных может быть уничтожен из-за воздействия человека на природу. Кто, кроме специалистов, помнит, что когда-то в наших краях водился такой хищник, как тяньшанский тигр? Теперь от него не осталось даже преданий. Да еще осталась картина позапрошлого века художника Е. Тихменева в Центральном государственном музее в Алматы «Нападение тигра на солдат на реке Или».

Вот пока и все.

Юрий ЕФИМОВ

Комментарии закрыты.