The news is by your side.

…И дух непокорности витал над степью

События начала ХХ века требуют серьёзного осмысления

Ровно 100 лет прошло со времени кровавых событий, охвативших казахскую степь и земли Средней Азии. Казалось бы, все об этом уже сказано, официальная оценка содержится в учебниках истории. Но что-то снова заставляет неравнодушных людей обратиться к трагедии столетней давности. Этой теме была посвящена и научно-практическая конференция, состоявшаяся на минувшей неделе в Таразском государственном педагогическом институте. 

Конференции бывают разные. Нашему брату, журналисту, часто приходится бывать на подобных мероприятиях. Одни из них проводятся очень помпезно, а по содержанию зачастую оказываются пустышками, ничего от них в памяти не остается. Другие бывают выдержаны в определенных рамках: вроде бы и правильные речи на них говорятся, но остается какая-то неудовлетворенность, уж очень все официально, без живых мыслей и суждений.

Конференция, состоявшаяся в ТарГПИ, понравилась многим ее участникам. Редко когда услышишь такие откровения из уст именитых историков. С трибуны звучали не заранее заготовленные доклады с общеизвестными фактами, а речи, наполненные глубоким философским смыслом и личностным сопереживанием.

Доктор исторических наук, профессор Талас Омарбеков считает, что восстание казахов в 1916 году нельзя рассматривать в отрыве от событий, предшествовавших ему. И до 1916 года в степи было неспокойно: народ проявлял недовольство политикой царской России, направленной на захват земель и постепенную русизацию коренного населения. Недовольство выливалось в бунты и кровопролитные конфликты. Известны, к примеру, протестные выступления албанов, найманов и других казахских родов. Да и самим восстанием 16-го года был охвачен не только Тургайский край Казахстана. Пламя народного гнева вспыхивало повсеместно, в том числе и в Семиречье.

События 1916 года историки называют по-разному. Одни говорят, что это была революция, другие сравнивают их с войной. Талас Омарбеков с подобной трактовкой не согласен.

— По своему масштабу, по целям и по движущим силам это было национально-освободительное движение казахского народа. Причем царский указ от 25 июня 1916 года о мобилизации мужского населения азиатских окраин России на тыловые работы стал лишь последней каплей в череде притеснений и несправедливой колониальной политике царизма. Примечательно, что вместе с казахами выступали проживавшие рядом с ними узбеки, уйгуры, дунгане. В отрядах ополчения, как свидетельствуют документы, были и переселенцы с Украины, — отметил оратор.

По мнению историка, население Казахстана с воодушевлением встретило февральскую революцию 1917 года, но не поняло, для чего совершалась еще одна — октябрьская революция. Все последующие годы были полны трагизма и противоречий. Многие указы большевистского правительства шли вразрез с интересами казахского народа. И казалось бы, подавленное национально-освободительное движение возродилось вновь. Но теперь оно было направлено против советской власти. Большевики сделали все возможное, чтобы внести в него раскол. При этом в дело шли провокации и измышления. Был распущен слух, что к убийству активного участника восстания 1916 года, а впоследствии борца за новую власть Амангельды Иманова причастны лидеры Алашординского правительства.

События, связанные с гражданской войной в Казахстане, с коллективизацией, еще требуют глубокого изучения и осмысления. При этом важно учитывать, что дух свободы, витавший над казахской степью в 16-м году, не покинул ее. Оставшиеся в живых участники тех кровавых событий не желали быть под гнетом большевиков. За свободу и правду отдали свои жизни многие славные сыны Отечества, в том числе и Кейки батыр, изрубленный красноармейцами за свою непокорность. Этот дух справедливости и свободы вывел на площадь казахскую молодежь и морозным декабрем 1986 года.

Интересным было и выступление директора Государственного института истории Буркитбая Аягана. Он, в частности, отметил, что до настоящего времени нет точных данных о количественном составе участников восстания. В различных источниках фигурируют цифры от 500 тысяч до одного миллиона человек. Невозможно сейчас установить и количество погибших при вооруженных столкновениях.

 

 

— Известно лишь, что силы были неравные, — констатировал историк. — Казахи были во-оружены лишь копьями да луками со стрелами. Царские же войска использовали в боях огнестрельное оружие, в том числе пушки.

Б. Аяган считает, что нашим историкам и исследователям надо глубже и тщательнее изучать архивные материалы, чтобы восстановить объективную картину того жестокого времени. Причем работа эта должна проводиться не только в крупных исследовательских центрах, но и в регионах. Не менее важной задачей является увековечение памяти участников национально-освободительного движения. Их именами должны быть названы наши улицы и школы, необходимо создать документальные фильмы о событиях тех лет, организовать научные экспедиции по местам самых крупных сражений.

— В изучении своей истории мы пока что проявляем нерасторопность, отстаем от времени, — считает президент ассоциации историков Казахстана Мамбет Койгельдиев. — А тут еще технократы говорят о бесполезности изучения и преподавания истории, мол, вузы должны готовить только квалифицированные кадры для конкретных отраслей. И вот уже дело доходит до того, что в вузах будет изучаться только новая история начиная с ХХ века. Но что толку от инженера, который не знает своего прошлого, своих корней, у которого не развито чувство родины? «История должна быть на первом плане. Нельзя допускать к власти людей, не знающих историю» — эти справедливые слова принадлежат одному из лидеров кубинской революции Хосе Марти. Актуальны они сегодня и для нас. Мы должны знать правдивую историю своего Отечества, без ремарок и конъюнктурных поправок. В противном случае нам не избежать опасной тенденции, ведущей к манкуртизму. Задача состоит также в том, чтобы правильно преподавать эту важную науку, формировать у молодого поколения гражданский дух, дух патриотизма.

По мнению историка, многие из нас сегодня мыслят категориями и понятиями, вложенными в наше сознание еще в советское время. Как-то сказали нам на официальном уровне, что первыми просветителями казахов были Абай Кунанбаев и Чокан Валиханов, мы и приняли это как аксиому. Никто не отрицает огромных заслуг этих великих сынов казахского народа перед Отечеством. Но надо признать, что они были подвластны обстоятельствам своего времени, не имели каких-либо административных рычагов для реализации своих идей и мыслей. Если говорить правдиво, то первыми настоящими просветителями народа были лидеры Алашординского правительства. Это они создали казахский алфавит, начали открывать школы, издали первую общенациональную газету, приступили к реализации социальных реформ в интересах своего народа. Но Алашская автономия была разгромлена большевиками. Вместо нее по всему Казахстану были созданы советские органы, которые безоговорочно выполняли директивы Москвы. Власть эта де-юре была незаконной. И об этом тоже надо говорить сегодня на уроках истории.

— Мы должны мыслить независимыми категориями, отряхнуться от догм и стереотипов, затуманивших наше сознание, — подчеркнул ученый. — Нельзя забывать о том, что до обретения независимости казахи находились на грани исчезновения как нация, потому что растеряли свои духовные ценности — религию, язык, традиции. Настало время собраться с мыслями, пробудить в себе гражданское сознание. К сожалению, до сих пор наша интеллигенция то и дело озирается по сторонам, не может определить свою четкую позицию по тем или иным вопросам исторического прошлого, — сказал М. Койгельдиев.

Выступили на конференции и представители местной интеллигенции. Ветеран журналистики, а ныне архивист Макулбек Рысдаулет поведал о том, как жестоко расправлялись колонизаторы с местным населением.

— Документы тех лет свидетельствуют о бесчеловечном отношении царских властей к народам Казахстана и Средней Азии. Они не жалели ни детей, ни женщин, ни стариков. Отдельные солдаты и офицеры русской армии иногда охотились за людьми и убивали их ради забавы. Это тоже исторические факты, наша с вами история, о которой мы должны знать, — сказал он.

Участники конференции выразили благодарность ректору ТарГПИ Дарие Кожамжаровой за организацию столь интересного мероприятия. По ее словам, институт готовился к конференции основательно и серьезно. Был собран и обобщен большой материал, связанный с событиями того исторического периода. Он лег в основу тематической монографии, презентованной на конференции.

— Примечательно, что 100-летний юбилей национально-освободительного движения совпал с 25-летием независимости Республики Казахстан. Вся наша история, как справедливо заметил Президент страны Нурсултан Назарбаев, — это история объединения, история борьбы за свободу и независимость. Мы должны помнить всех своих героев, бесстрашно боровшихся за святое дело, — сказала
Д. Кожамжарова.

 

Говорят участники конференции

Мамбет КОЙГЕЛЬДИЕВ:

— Чтобы двигаться вперед, мы должны осмыслить уроки истории, пробудить в себе гражданское сознание. К сожалению, до сих пор наша интеллигенция то и дело озирается по сторонам, не может определить свою четкую позицию по тем или иным вопросам исторического прошлого.

 

Талас ОМАРБЕКОВ:

— Национально-освободительное движение 1916 года нельзя рассматривать в отрыве от событий, предшествовавших ему. И ранее народ проявлял недовольство политикой колонизаторов. Дух справедливости и свободы проявился в выступлениях казахских патриотов и при новой власти — в 20-е годы, а также в декабре 1986 года.

 

Буркитбай АЯГАН:

— Силы противоборствующих сторон были неравными. Если карательные войска имели хороший опыт боевых действий, обладали огнестрельным оружием, то повстанческие отряды состояли в основном из необученных военному делу скотоводов, а главным оружием у них был лук со стрелами.

 

Дария КОЖАМЖАРОВА:

— На юге Казахстана самым крупным и кровопролитным было восстание в Мерке и близлежащих населенных пунктах — Ушбулаке, Корагаты, Чалдоваре. Не желая исполнять указ колониальной власти, повстанцы начали нападать на представителей царской администрации. Одним из активных предводителей восставших был Аккоз Косанов, под его началом воевали около 13 тысяч человек.

 

Хроника смутного времени

  • 11 июля 1916 года на жайлау Каркара в Алматинской области состоялся съезд 16 волостей, на котором было принято решение о неподчинении царскому указу. «Пусть лучше погибнут старики, чем погибнут дети», — единогласно решили старейшины. Восстание в Каркаре возглавили Узак Саурыков и Жаманке Мамбетов. Среди активных участников событий следует отметить Турлыкожу, Аубакира, Бекдайыра. Земля ежегодной Каркаринской ярмарки, место праздника и веселья, превратилась в кровавое поле боя. Предгорья Алатау, глубокие ущелья и скалы стали свидетелями одной из самых трагических и вместе с тем героических страниц нашей истории. Десятки тысяч людей погибли, многие были вынуждены бежать в Китай.

 

  • Руководителями восстания в Жетысу стали Бекболат Ашекеев, Токаш Бокин, Али батыр. Восстание 1916 года в Жетысу было воспето народным акыном Жамбылом, который посвятил этому знаменательному событию множество произведений. Активно участвовал в восстании и певец Кенен Азербаев, который также посвятил батыру Али поэму. Песня Кенена «Булбул» рассказывает о невзгодах певца, которые ему пришлось пережить после подавления восстания, спасаясь от карательных отрядов и разделяя тяжелую участь с соратниками по оружию — кыргызами.

 

  • Центром восстания в Жетысу стала местность Ушконыр вблизи Алматы. Восстал и народ Кордая, Отара, Чу, Мерке, окрестностей Тараза, других районов Алматинской и Жамбылской областей. Порой Чу-Меркенское восстание выделяют в отдельное. В восстание были вовлечены Турар Рыскулов и Ораз Жандосов —
    впоследствии видные общественные деятели Казахстана. Восстание было подавлено с особой жестокостью, аулы разорялись карательными отрядами. Имя семиреченского генерал-губернатора Куропаткина стало олицетворением жестокости царизма по отношению к народу.

 

  • Восстание в Жетысу охватило не только юг Казахстана, но и Кыргызстан. В июле — августе 1916 года оно охватило территорию от Кара-Балты до Каракола, Чуйскую долину и Иссык-Куль. После подавления восстания тысячи людей были вынуждены бежать в Китай. Проходя через высокогорные реки, перевалы, ущелья осенью 1916 года, люди погибали от голода, холода, болезней, срывались с обледеневших гор, тонули, попадали в руки карателей.

 

  • Дольше всего восстание 1916 года продолжалось в Торгайском крае. Оно охватило и соседние с ним регионы — Карагандинскую (Улытау), Актюбинскую (Иргиз), частично Акмолинскую и Кызылординскую области. Изначально восстание возглавили Абдыгаппар Жанбосынов и Шолак Оспанов. Впоследствии Абдыгаппар был провозглашен амиром — предводителем, а Амангельды Иманов — сардаром, то есть полководцем, военным руководителем сарбазов — повстанцев. Благословение руководителям восстания дал бий Досай. В истории повстанцы Торгая известны именно как сарбазы Амангельды. Восставшие создали свой совет — кенес. Был организован сбор оружия, введены налоги на поддержку вооруженной борьбы. Большую роль в восстании сыграли кузнецы, которые снабжали повстанцев оружием. Абдыгаппару и Амангельды удалось привлечь под свои знамена 50 тысяч сарбазов. Активное участие в руководстве восстанием приняли Алиби Джангильдин, Кейки батыр и Айжаркын Канайулы. Амангельды удалось создать не только дисциплинированное войско, но и организовать крепкий тыл, хорошее снабжение. Поэтому восстание в Торгае было наиболее успешным.

 

  • После февральской и октябрьской революций восстание в Торгае поменяло характер. Часть повстанцев, в том числе Иманов и Джангильдин, стали воевать за установление советской власти, тогда как Кейки батыр, Абдыгаппар выступили против нее. В итоге лидеры восстания, кроме Джангильдина, стали жертвами гражданской войны. Многие из повстанцев впоследствии поднимут новое восстание — уже в 1929 году против коллективизации.

 

  • Если в одних регионах народ в ходе восстания выступал против волостных управителей, творивших несправедливость в ходе мобилизации, то в других местах волостные и старейшины сами становились во главе восстания. Так, в Карагандинской области во главе недовольных встал Нурлан Кияшев. Недовольство проявлялось в Павлодарской области, на востоке и западе страны. В ходе подавления восстания в Урджарском районе на востоке страны много народу погибло и было вытеснено в Китай. Среди них певец Асет Найманбаев, который так и умер на чужбине. На тыловые работы были призваны тысячи человек.

Кукен ОРШАБЕКОВ,
Агадил РЫСМАХАН (фото)

Комментарии закрыты.