The news is by your side.

И прибыль, и польза. Частные инвестиции решают социальную проблему

Частные инвестиции решают социальную проблему

По данным Всемирного банка, механизм государственно-частного партнерства используют более 130 развивающихся стран мира. Это дает им возможность привлечения 15-20 процентов дополнительных инвестиций в развитие инфраструктуры.

Принципы и задачи

В Казахстане модель государственно-частного парт­нерства рассматривается как перспективная и полезная для привлечения негосударственных инвестиций в различные секторы экономики. При этом ГЧП — это не только инструмент по привлечению инвестиций в инфраструктуру, но и механизм снижения нагрузки на бюджет, повышения эффективности и качества услуг в сферах образования, медицины и других.

Проекты с участием ГЧП позволяют уменьшить расходы государства на финансирование проектов, повысить эффективность проектов путем распределения рисков между участниками системы ГЧП, стимулировать деятельность частных инвесторов, создать новые объекты социально значимого характера.

Исходя из задач социально экономического развития Казахстана в среднесрочном периоде, указанных в планах развития Республики Казахстан на 2020-е годы, а также учитывая проектный потенциал ГЧП, определены следующие приоритетные отрасли для проектов парт­нерства: здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортная инфраструктура.

Проекты государственно-частного партнерства в организациях образования и науки могут способствовать существенному росту эффективности их функционирования, особенно в условиях перехода образовательных учреждений в статус автономных.

ГЧП в сфере образования может осуществляться в различных формах. Например, предприниматель за свой счет и с использованием собственных материалов возводит объект и эксплуатирует его в течение расчетного срока эксплуатации (жизненного цикла), осуществляя управление, ремонт, уход, обслуживание. Государство с момента начала эксплуатации объекта производит платежи по проекту за счет бюджета. Так, оплата по проекту может включать услуги предпринимателя по предоставлению объекта для размещения учреждения образования, образовательные услуги (дошкольное образование, обучение в школе, вузе).

В сфере образования и науки в рамках ГЧП осуществляется развитие объектов инфраструктуры дошкольного, среднего и профессионально-технического образования, высших учебных заведений, научных организаций, научных лабораторий, опытных производств, организаций коммерциализации технологий.

Результативность партнерства для участников ГЧП высока: для предприятий частного сектора открываются новые инвестиционные возможности и, как следствие, новые источники доходов, возможность участия в крупных проектах; бизнес-структуры получают компетентных специалистов; ресурсный и интеллектуальный потенциал частного сектора используется в сферах традиционной ответственности государства.

Живой пример

Мой собеседник — Гульсум Орынбаева, директор детского сада — школы-гимназии «Нұр Әлем», опытный педагог с более чем 30-летним стажем. Вот уже семь лет она руководит учебным заведением, куда дети приходят в двухлетнем возрасте и имеют перспективу проходить обучение до 11-го класса.

— У нас в детском саду воспитываются 350 детей, а в школе обучаются 450 ребят. Детский сад у нас открылся в 2016 году, а с 2018-го мы запустили в работу начальную школу. То есть первые выпускники нашего детсада пошли в первый класс нашей же школы. В этом году ввели в строй новое здание школы на 250 мест, получили лицензию, и теперь отдельно работают сад и школа, — говорит Г. Орынбаева.

— Помимо стандартной учебной программы, что предлагает детям детский сад-школа?

— В школе и в детском саду работают различные кружки и спортивные секции. Большой популярностью пользуются секции тхэквондо, футбольная, волейбольная, баскетбольная. Действуют хореографический кружок, курсы казахского и английского языков, логопедический курс, кружок «Умелые руки». Как видите, у детей большой выбор, чем заниматься. Надеемся со временем вырастить плеяду собственных спортсменов — победителей соревнований, как местных, так и международных. Пусть в этом плане мы и в начале пути, но энтузиазм детей позволяет надеяться на высокие результаты!

— Как проходил отбор педагогических кадров?

— Мы объявили набор-конкурс воспитателей и их помощников. Воспитателей и учителей отбирали после собеседования: особо оценивалось умение работать с детьми и в коллективе, причем с учетом особенностей работы нашей школы. Дело в том, что у нас собственное расписание, свой режим. С утра до обеда проходят занятия по общеобразовательным предметам по государственной программе, после обеда — работа кружков, выполнение домашнего задания. Наши учителя, они же классные руководители, проводят время с детьми с утра до вечера. Когда вечером дети возвращаются домой, они не берут с собой ни ранцы, ни учебники. Домашнее задание уже выполнили здесь, и родителям вечером нет необходимости заниматься со своими чадами. Разумеется, такая система повышает и успеваемость детей. Нечто подобное существовало и раньше, вспомните группы продленного дня. Кроме того, наши дети занимаются спортом, получают полезные в жизни навыки, словом, процесс образования стал более гармоничным. Новые времена — новые требования!

— Если дети проводят здесь весь день, то и вопрос их питания тоже решен?

— Конечно! Для воспитанников детского сада у нас четырехразовое питание, для школьников — трехразовое, плюс в рационе всегда свежие фрукты.

В школе просторная и светлая столовая с хорошо оборудованным кухонным блоком. Здесь же меня угостили стандартным обедом. Качество продуктов, как и мастерство поваров, оказалось на высоте.

— Мы — не государственное учреждение, так что тендер на поставку продуктов не проводим, — пояснила управляющий директор школы «Нұр Әлем» Гульчехра Маметова. — Своим поставщикам сразу ставим требования: чтобы мясо без прожилок, мякоть без костей, некондиционное — не примем. Что касается сливового варенья на столе, то плодовые деревья и кустарники растут на территории школы, собираем плоды, сушим для компотов, варим варенье, закручиваем в банки, словом, используем свои возможности. До этого был еще и огород; картофель, огурцы и помидоры тоже шли на школьный стол. В наших планах — завести теплицу, чтобы проводить занятия по ботанике, выращивать овощи.

Ну, а поскольку детский сад-школа находится на окраине города (здесь, кстати, и воздух почище), то доставка воспитателей и учителей и самих учащихся производится школьным транспортом. Для этого руководство «Нұр Әлем» заключило договор с автотранспортным предприятием.

Прошлись мы с директором и по группам детского сада, и по кабинетам. В послеобеденное время малыши беззаботно спали, а в школе, наоборот, было довольно шумно. В просторном спортивном зале гоняла мяч девчоночья баскетбольная команда.

В классах дети занимались домашними заданиями. При этом после уроков школяры одеты в свободном стиле: майки, рубашки, футболки (в помещениях, несмотря на январский мороз, тепло). Школьная форма после занятий занимает место в шкафчиках, что имеются в каждом классе. Для учителей тоже созданы все условия: у каждого в распоряжении стол и кресло, персональный компьютер с принтером, доски интерактивная и магнитная. На стенах — множество наглядных пособий, выполненных школьным художником-оформителем. Внутреннее оформление помещения здесь — особая забота и гордость руководства. Украшенные картинами, рисунками и барельефами коридоры и кабинеты настраивают детей и взрослых на позитив и поднимают настроение.

В общем, здесь царит атмосфера серьезного и вдумчивого обучения. Конечно, на переменах по коридорам носится галдящая малышня, но и этот процесс в школе держат под контролем.

Имеется и собственная охрана, следящая, чтобы на территорию учебного заведения не проникли посторонние, система видеонаблюдения охватывает все внутренние помещения и территорию школы и детсада. Действуют автономные котельная и электрическая подстанция.

— Пока у нас занимаются дети с первого по пятый класс, но в планах — создать полноценную школу до 11-го класса включительно, — говорит Гульсум Орынбаева. — Государству все-таки выгодно, когда предприниматель строит не ресторан или автозаправку, а учебное заведение, оборудованное по последнему слову техники. Сами знаете, население у нас растет, все большему числу детей требуются места в детсадах и школах. Так что государственно-частное партнерство — оптимальный способ совместить частную инициативу и государственные интересы. Оплата в нашем заведении вполне доступна для тех семей, у которых оба родителя весь день заняты на работе. Думаю, что в сфере образования ГЧП в Казахстане получит в ближайшие годы новый импульс развития.

Юрий ЕФИМОВ,
фото автора

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.