The news is by your side.

Идут навстречу потребителям. Конкуренция на продуктовом рынке сложная, но интересная

Конкуренция на продуктовом рынке сложная, но интересная

Без ежедневных походов в продовольственный магазин среднестатистическому горожанину не обойтись. Нужно купить свежий хлеб, молоко, крупы. А продуктовый набор постоянно дорожает.

Не все владельцы магазинов согласны работать себе в убыток. Кто-то меняет ценники в сторону повышения, кто-то пытается сохранить прежнюю стоимость продуктов в ущерб их качества. А некоторые находят иную альтернативу. Какую? Об этом мы поговорили с учредителем ТОО «Вкусная корзинка» Алмазом Тультаевым.

— Алмаз Булатович, для многих предпринимателей прошедший год оказался сложным. Вам удалось сохранить свои позиции?

— Действительно, 2020 год стал настоящим испытанием на прочность для каждого из нас. Но поскольку мы в своей деятельности охватываем сразу несколько направлений, то за счет диверсификации удалось остаться на плаву. К примеру, в минувшем году планировали запустить в Астане и Шымкенте большие детские активити-парки, и нам повезло, что мы не успели инвестировать в это деньги, так как в Европе начался кризис из-за коронавируса. А вот в продуктовом ритейле все получилось хорошо. В 2020 году показатели в данном направлении бизнеса значительно выросли. К примеру, если рынок рос на 18 процентов в общем, то мы в этом плане достигли 25 процентов. Это, не считая открытия новых магазинов.

— Сколько было филиалов у вас на начало прошлого года?

— В январе 2020 года в области действовали 25 наших филиалов. Завершили год, имея в управлении 32 филиала.

— То есть в течение года вы открыли семь магазинов и супермаркетов. Некоторые из них сейчас располагаются в помещениях ресторанов и кафе. Почему вы решились на их аренду?

— В связи с карантином из-за пандемии коронавируса некоторые рестораторы не смогли работать и терпят убытки. И мы арендовали помещения двух — трех ресторанов. В нашем городе многие предприниматели, к сожалению, не имеют четкого понимания особенностей системного бизнеса. Взять, к примеру, те же рестораны. Смотрят, что сосед открыл ресторан, и думают: почему бы мне тоже не открыть? Причем рассматривают лишь два показателя: красивый дизайн и наличие хорошего повара. И по первому показателю, между прочим, вкладываются немалые средства. Однако именно здесь и спрятана ловушка, в которую многие бизнесмены попадают, не делая оценки бизнеса и финансового планирования, не рассчитывая амортизацию и окупаемость вложений. Любой бизнес будет эффективен лишь тогда, когда на начальном этапе есть четкое понимание окупаемости инвестиций и предварительный расчет финансовой модели (доходы и расходы с учетом амортизации, и, соответственно, прибыль). К сожалению, 80-90 процентов предпринимателей, решивших войти в сферу общественного питания (да и в другие сферы), этого не делают. У людей есть деньги, и даже если их не хватает, берут кредит и вкладывают в бизнес, не задумываясь о возможных рисках, не изучая рынок, не понимая концепции.

В наших супермаркетах не нужны никакие излишества. В торговых залах необходим свой сдержанный дизайн (фирменный стиль), и это, кстати, не самый важный элемент для нашего бизнеса. К нам люди идут в первую очередь за двумя составляющими — ценой и ассортиментом. Правда, нас раньше покупатели ругали, что все остальное у нас заметно проседало. Многие сетовали на санитарное состояние, обращали внимание на несоответствие ценников, грубость со стороны кассиров, и были абсолютно правы. Мы от этих проблем не отмахиваемся и работаем над тем, чтобы устранить их. Я и сам порой в магазинах сталкиваюсь с такими проб­лемами. Но когда мы открывали первые магазины, то поставили перед собой важную цель: доступные цены и широкий ассортимент товаров. Ведь зачем создавать сеть продуктовых магазинов, если ты не способен обеспечить достойную альтернативу рынкам и другим магазинам? Учитывая социальную обстановку в нашем городе, мы и решили обеспечить в наших магазинах не только хороший ассортимент, но и низкие цены на продукты питания. Это и позволило привлечь покупателей. А вот сервисом мы начали заниматься только с позапрошлого года. Повышаем качество обслуживания покупателей, думаем, как минимизировать просрочки и проблемы с ценниками. Конечно же, все, так сказать, пережитки нашего прошлого устранить сразу не удается, шлейф прошлых проблем до сих пор за нами тянется. Потому и критики меньше пока не становится. Но сегодня мы намерены максимально исправить ситуацию.

— Буквально накануне нового года в социальных сетях опять прозвучала критика в ваш адрес.

— Мы стараемся оперативно реагировать на все замечания, для этого создан целый отдел. Разбираемся с каждым конкретным случаем, стараемся решить вопросы в пользу покупателей. Но все сразу не сделаешь. Большая часть проблем — это системные ошибки и недоработки, которые в одночасье не исправить. Чтобы вообще не допустить их возникновения, необходимо неустанно оттачивать и дорабатывать бизнес-процессы внутри компании. А на это уходит много месяцев, а порой и несколько лет.

— Каким образом формируется продуктовый ассортимент?

— У нас есть три вида поставщиков. Это транснациональные компании, такие, как «Проктер энд Гэмбл», «Кока-Кола» и другие. Второй вид – национальные компании («Раимбек», «Фуд-Мастер»). И есть региональные — «Дим-Ка», «Шах», «Дос-Тар», «Бурненская молочная компания», «Аулие-Ата Феникс», «Кокжиек-2030» и другие. С теми, кто работает на местном рынке, нам сотрудничать особенно легко. Во-первых, потому что они местные, можно договориться быстро и взаимовыгодно, во-вторых, удобно работать в плане логистики и поставок. К примеру, часть молочных продуктов поступает непосредственно к нам на склад и быстро распределяется по торговым точкам. Причем местные игроки продуктового рынка предоставляют нам лучшие условия, нежели национальные и транснациональные компании.

— Какие компания вам поставляют крупы?

— С этой категорией продовольственных товаров особых сложностей мы не видим, так как их нам предоставляют национальные и региональные компании. Здесь зарубежных игроков почти нет, а если и появляются, то перечень обычно небольшой, всего из двух-трех пунктов. Возможно, какая-то доля импорта в крупяных изделиях есть, но масштаб нам не известен, так как большинство компаний-поставщиков, которые с нами работают, приобретают товар оптом, а мы уже от них получаем расфасованные крупы.

— Заметно, что вы большое внимание уделяете социальному продуктовому набору.

— Это тоже одна из составляющих нашей деятельности. Накануне нового года нас наградили медалью «Халық алғысы» от «Nur Otan». Во время жесткого карантина, объявленного весной, мы вместе с сотрудниками аппарата обл­филиала партии формировали и развозили продуктовые наборы малообеспеченным семьям и одиноким пенсионерам. Тогда в городе, да и во всей стране была тяжелая ситуация, и мы не могли оставаться в стороне.

— В свое время в ваших супермаркетах были социальные отделы с товарами из стабилизационного фонда области. Сейчас они сохранились?

— Специальных отделов в наших супермаркетах сейчас нет, но продукты из стабфонда на прилавках присутствуют. Вы можете это заметить по ценам на товары. Кроме того, в Таразе есть социальные магазины и киоски стабфонда. Причем товара, который к нам поступает из стабфонда, недостаточно. К примеру, мы в месяц в среднем реализуем в своих магазинах более 70 тонн сахара, а в ноябре из стабфонда нам поступило 20 тонн сахара. Разумеется, этого объема на все магазины не хватает.

— Тем не менее стоимость сахара в ваших магазинах самая низкая в городе.

— Если мы получаем сахар из стабфонда, то реализуем его по рекомендованной цене – 190 тенге за килограмм, а если покупаем сами у дистрибьюторов, ставим свою цену. Поверьте, наценка на сахар у нас небольшая – от трех до пяти тенге на килограмм. Это не тот товар, на котором мы можем зарабатывать. Если мы будем продавать дорогой сахар, к нам в магазин никто не придет.

— Вы продаете преимущественно местные овощи?

— Овощи мы закупаем в Алматы, Туркестанской области и на севере Казахстана. Осенью приобрели 200 тонн павлодарского картофеля. Храним его в арендованном овощехранилище оптово-распределительного центра, где поддерживается нужная для картофеля температура. Там же хранятся овощи и фрукты, которые мы берем на реализацию у местных фермеров и частично — на оптовом рынке. Должен сказать, что торговать этой категорией товара очень сложно. Здесь необходимо правильно управлять большим количеством микропроцессов, что не всем под силу. Потому что овощи – это скоропортящийся товар, который нуждается в постоянном внимании, правильной выкладке и частой переборке. Ведь люди обычно при покупке, скажем, картошки, выбирают себе самые лучшие клубни и оставляют мелочь. Нашим сотрудникам приходится постоянно убирать выборки, добавлять товар на прилавки. Таким образом, в течение дня продавцы делают до 30 подходов к овощным прилавкам.

— Накануне нового года вы делали подарки покупателям в виде скидок или призов?

— Скидки и акции для покупателей – это одна составляющая нашей работы. В течение всего года компания привлекает людей именно скидкой в цене, акциями и проведением различных розыгрышей. Я вообще считаю, что самый важный подарок — это цена. Если мы начнем просто что-то дарить, то не получим никакого результата. Но мы делаем промоакции – каждые две недели наша компания договаривается с поставщиками о специальной цене на их товары. Вы, наверное, видели в наших магазинах на прилавках желтые ценники. Это скидки, часть которых берет на себя «Вкусная корзинка», а часть —
поставщики. Такие глубокие скидки действуют накануне всех крупных праздников, в том числе и на Новый год. Именно в такие дни возрастает товарооборот и, соответственно, выручка.

— А ваши сотрудники получили новогодние подарки?

— Разумеется. Были и подарки, и награждение самых лучших работников нашей компании. Добавлю также, что наше ТОО продолжит действовать в интересах покупателей и сохранит принцип своей деятельности в наступившем году.

Людмила МЕЛЬНИК

Комментарии закрыты.